«В гостях у Виктора Борисова-Мусатова»
1 июня 2018 года в 17:00 в музее-усадьбе В.Э. Борисова-Мусатова (филиал Радищевского музея на Вольской, 33) состоится презентация экспозиции «В гостях у Виктора Борисова-Мусатова».
По традиции каждый год, весной или в начале лета, в экспозицию музея «возвращаются» подлинные произведения В.Э. Борисова-Мусатова из собрания Радищевского музея. Это счастливое время для музея-усадьбы обычно длится до середины осени.
В экспозиции будут представлены двадцать семь произведений живописи, из фондов Радищевского музея. Дополнительным «бонусом» этого сезона будет экспонирование восьми произведений графики.
Произведения В.Э. Борисова-Мусатова позволяют проследить весь творческий путь художника, отсылают к его знаменитым картинам, занимающим центральное место в залах Третьяковской галереи, Русского музея, перекликаются с собраниями многих художественных музеев России и ближнего зарубежья.
Учебный натюрморт «Череп и книга», написан Мусатовым в 1892 году под руководством Павла Петровича Чистякова (1832–1919) в Академии художеств в Петербурге. Натюрморт был отмечен выдающимся педагогом и долгое время занимал почётное место в Саратовском доме семьи Мусатовых. Гордясь успехами своего сына и брата, на его фоне сфотографировались мама и младшие сёстры В.Э. Борисова-Мусатова.
Полученные на уроках П.П. Чистякова знания, усвоенные советы о творческом изучении натуры молодой художник старался воплотить в собственных работах. Свежестью, простотой и живописной убедительностью наполнены «Весенний этюд», «Ручеёк», «В лодке», «Капуста», «Цветы на палитре» (1893–1894) .
Этюды «Турок», «На пляже» и другие были выполнены летом 1895 года, во время путешествия на Кавказ и в Крым.
О стремительном «прохождении» пути импрессионизма зрителю рассказывают эмоциональные, полные динамики этюды к неосуществлённой картине «Жатва», написанные в 1896–1897 годах.
К зрелому периоду творчества относятся работы, написанные в 1901–1902 годах в Зубриловке, имении князей Голицыных-Прозоровских. «Беседка в Зубриловке», «Пейзаж с домом», «Этюд Зубриловского парка» – этюды, по замыслу связанные с картиной «Прогулка при закате» (Государственный Русский музей).
Одна из живописных работ, предположительно принадлежит кисти Елены Владимировны Александровой (1874-1921), жены художника.
Экспозиция, рассказывающая о московском круге общения Борисова-Мусатова, включает этюды выдающегося русского живописца Василия Дмитриевича Поленова (1844–1927) – московского учителя Мусатова, его «доброго гения».
Дополнением к живописным произведениям послужат фотографии и архивные документы, позволяющие нам проиллюстрировать основные страницы жизни художника, погрузить в атмосферу Саратова рубежа XIX–XX веков. Особое место среди них занимают фотоэтюды В.Э. Борисова-Мусатова, реконструирующие творческие будни мусатовской мастерской и по-своему являющиеся уникальными и самодостаточными произведениями.
Коллекция графики позволяет существенно расширить представление о творчестве художника.
Академический рисунок с головы античной статуи Лаокоона (1891) прекрасно иллюстрирует освоение Мусатовым всех существующих строгих правил академического художественного образования.
«Натурщица» – работа, выполненная В.Э. Борисовым-Мусатовым предположительно в 1896–1897 годах во Франции, в парижской мастерской Фернана Кормона (1845–1924), где художник продолжил свою учёбу.
Непосредственным впечатлением, этюдом-размышлением можно назвать «Этюд Зубриловского парка» (1902).
Распустившаяся сирень – один из любимых Мусатовских мотивов, стала основой композиции акварели «Цветущий куст», безусловно отсылающей нас к пространству и времени саратовского дома, сада, «зелёной мастерской» В.Э. Борисова-Мусатова
В зале графики представленные в начале листы в конце июля заменят другие четыре произведения: «Академический рисунок», «Портрет Елены Мусатовой», «Этюд девушки» (вариант на тему картины «Жатва»), «Двор усадьбы», написанный в Саратове.
Экспозиция «В гостях у В.Э. Борисова-Мусатова» с подлинными произведениями художника продолжит свою работу до 7 октября 2018 года.
Автор текста: Белонович Элеонора Николаевна
Источник: Новости Радищевского музея