«И.С. Тургенев и А.П. Боголюбов»


(0 , голос(ов) )

9 ноября в Радищевском музее (Радищева, 39) открывается выставка «И.С. Тургенев и А.П. Боголюбов», приуроченная к двухсотлетнему юбилею великого русского писателя Ивана Тургенева. Со знаменитым художником, основателем Радищевского музея Алексеем Боголюбовым их связывали тесные дружеские отношения. Они познакомились во Франции в начале 1870-х годов, вместе проводили свободное время, решали вопросы бытования русских живописцев за границей. Тургенев и Боголюбов стояли у истоков основания Общества взаимного вспомоществования русских художников в Париже, где Боголюбов был одним из учредителей, а Тургенев – секретарем.

Иван Тургенев проявлял большой интерес к живописи и коллекционировал картины. Он горячо поддерживал идею Боголюбова о создании в Саратове первого общедоступного музея. Выставка посвящена последним десятилетиям жизни знаменитого литератора, его тесному общению с парижским кружком русских живописцев. В зале представлены произведения мастеров, которых высоко ценил великий русский писатель – живопись и графика Боголюбова, Репина, Дмитриева-Оренбургского, Харламова, керамические пласты с росписями Похитонова.

На выставке также экспонируются написанный по заказу П.М. Третьякова «Вид имения И. С. Тургенева Спасское-Лутовиново» кисти Н.К. Бодаревского; выполненный известным скульптором Робертом Бахом бюст писателя; его портреты, среди которых особое место занимают карандашные наброски Антокольского, автошаржи самого Тургенева и рисунок пером Репина.

Выставка приоткрывает еще одну грань разностороннего дарования Ивана Тургенева – театральную. В 1860-е годы он создавал либретто к музыкальным пьесам Полины Виардо, которые ставились в узком кругу на вилле писателя в Баден-Бадене. В экспозиции представлена афиша к одной из таких постановок - оперетте «Trop de Femmes» («Слишком много жен»).

Часть выставочного пространства посвящена теме охоты, которой так увлекался знаменитый русский литератор. Особое место здесь занимают дружеские шаржи Боголюбова на Тургенева и других участников охоты, состоявшейся в 1879 году в имении барона Гинцбурга в Шамбодуане. Варианты этих зарисовок вошли в большой альбом, поднесенный впоследствии Боголюбовым великому князю Николаю Николаевичу. Видимо, эта поездка в Шамбодуан подтолкнула художника к написанию большого натюрморта с охотничьими трофеями. Охотничьи сюжеты представлены также на керамических пластах, украшенных росписями Боголюбова и Похитонова.

Когда в 1883 году великий русский писатель скончался от тяжелой болезни, Боголюбов очень тяжело переживал эту утрату. «Такое чувство грусти повторилось со мной в третий раз — когда я закрывал глаза матери, другой — когда умерла жена, и третий — когда я простился с Иваном Сергеевичем»,— писал он в своих мемуарах.

В первые же годы работы Радищевского музея в Саратове усилиями Боголюбова был организован памятный тургеневский уголок, где экспонировались личные вещи писателя (стол орехового дерева и стул из его кабинета, мантия Оксфордского университета, охотничье ружье и ягдташ), скульптурный бюст работы М. М. Антокольского и посмертная маска. В 1919 году эти мемориальные экспонаты были переданы в музей Саратовского университета, а в 1930-е годы оказались на родине литератора, в музеях Орла и Орловской губернии.

Представление о том, как выглядел «тургеневский уголок», дают экспонируемые на выставке фотографии. Уникальным экспонатом является адресованное Боголюбову письмо Полины Виардо, в котором известная певица выражает согласие передать ему личные вещи Тургенева для будущих поколений.

Выставка будет работать до 10 февраля 2019 года.

23.12.2018, воскресенье

Место Время Цена
Радищевский музей 10:00     ул. Радищева, 39    

Мы в Контакте

Расширения для Joomla