"Петербургские витражи"
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева совместно с Елагиноостровским дворцом-музеем (г. Санкт-Петербург) представляет уникальную выставку "Петербургские витражи".
Состав выставки – 114 витражей конца XX – начала XXI века из коллекций Санкт-Петербургского, Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной Академии имени А.Л. Штиглица, Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. В связи со сложностями при монтаже и демонтаже экспонаты редко покидают хранение, что ещё больше повышает ценность выставки. Экспонаты в таком составе были представлены в 2013 году в Елагиноостровском дворце-музее. С 25 апреля по 29 июня 2014 года выставку "Петербургские витражи" можно будет увидеть в Саратове.
Выставка рассказывает о современной петербургской школе витража, которая представлена традициями двух высших учебных заведений города – Художественно-промышленной Академии им. А.Л. Штиглица и Академическим институтом живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Эти две школы дополняют друг друга и в своем единстве представляют разноликую традицию петербургского витража. Ведущие петербургские художники, как правило, выпускники Академии художеств и Академии им. А.Л. Штиглица, демонстрируют в своих авторских работах богатую палитру современного витража, разнообразием стилей и сюжетов, техник исполнения и колористических решений. Представляют свои произведения: Н. Гончарова, В. Лебедев, А. Яковлев, Е. Панкратова, Е. Быстров, Е. Дутова, Н. Энтелис, И. Борисов, Е. Иванова, С. Мурашкевич, И. Суворова, В. Маковецкий, Е. Лаврищева, О. Ильина, Р. Бирюкова, П. Бирюков и другие петербургские художники.
Исполнению витражей в материале предваряет выполнение проектных рисунков, картонов и графических листов в натуральную величину. На выставке впервые будут представлены картоны, выполненные для общественных интерьеров, храмов и частных домов Санкт-Петербурга. В их числе – картон А. Натаревича для витражного плафона в центре "Олимпия", картоны, выполненные для реставрации витражей Англиканской церкви, Знаменской церкви в Пушкине (творческая мастерская С. Хвалова и Н. Гончаровой), картоны для оформления станций Санкт-Петербургского метрополитена, картоны А. Яковлева для храмовых витражей и работы других мастеров. Специально подготовленный для выставки фильм расскажет об истории витража в Петербурге, процессе его создания, особенностях современной петербургской школы.
Петербургские витражи являются золотым фондом культурного наследия города. Наиболее ранние из них появились в XVIII веке и связаны с западноевропейской традицией. В районах Петербурга, там, где находились поселения немцев, англичан, шведов и других иностранцев, строивших Петербург, возводились церкви, в которых при оформлении пространства использовались витражи. Это были католические и лютеранские храмы.
К началу XIX века мода на готическое искусство привела к тому, что во дворцах, богатых особняках Петербурга и его пригородов интерьеры начали активно отделываться с использованием цветных, расписных стекол.
Первая мировая война, затем революция надолго остановили развитие витража. Почти до 1950-х годов его относили к буржуазному виду искусства, не имеющему национальных корней и традиций.
Постепенно с конца 1960-х годов витраж начинает возвращаться в советскую культуру. Как правило, создаются значительные монументальные композиции, тематически связанные с революционными, военно-патриотическими и спортивными сюжетами. Тема нового героя, нового образа жизни утверждается в искусстве. В конце 1970-х, в 1980-е годы в Петербурге появились мастера, которые внесли свое личностное отношение к выбору тем и специфике решения художественных образов. К таковым относятся Ю. Пацкан, Н. Подлесов, Ю. Билибин.
Время перестройки вновь повернуло жизнь страны в новое русло. За прошедшие десятилетия с 1991 года на постсоветском пространстве начал формироваться зажиточный и средний класс. Сегодня, как и в дореволюционный период, основными заказчиками витражей являются русская православная церковь и частные лица. К одному из крупнейших витражных объектов, выполненных в данный период, можно отнести плафон на тему "Морские фантазии Петербурга" диаметром 50 метров многофункционального комплекса "Олимпия", созданный А. Натаревичем. Мощное, художественно-выразительное, технически блистательно исполненное произведение монументального искусства.
Цель выставки – показ истории петербургского витража, его значимости как вида монументального искусства, возможностей современного развития.
По материалам статьи Елены Афанасьевны Власовой, искусствоведа, старшего научного сотрудника Музея художественного стекла ЕОДМ
Источник: http://radmuseumart.ru/calendar/exibitions/2845/
29.05.2014, четверг
Место | Время | Цена |
Радищевский музей | 12:00 ул. Первомайская, 75 | 50/100 |