"Мусатовские музы. Две Елены и Марианна"
С 13 марта по 30 апреля 2014 года в музее-усадьбе В.Э. Борисова-Мусатова (филиале Радищевского музея на Вольской, 33) открыта выставка "Мусатовские музы. Две Елены и Марианна", посвященная сестре, жене и дочери знаменитого русского художника. В экспозиции, занявшей все выставочные залы музея, впервые будет представлена уникальная графика и фотографии из личного архива Марианны Викторовны Борисовой-Мусатовой, переданные в дар Радищевскому музею в феврале 2014 года Александром Яковлевичем Олейниковым. Также в состав выставки войдут малоизвестные материалы из научно-исторического архива Радищевского музея, связанные с семьей и близким окружением В. Борисова-Мусатова.
Тема семьи В.Э. Борисова-Мусатова всегда была неотъемлемой частью постоянной экспозиции музея. Несомненно, поддержка и участие близких (отца, матери, сестер) сыграли важнейшую роль в становлении Мусатова-художника. В его "Мастерской" достойное место по праву занимают фотографии и личные вещи Евдокии Гавриловны и Эльпидифора Борисовича Мусатовых. Однако особое влияние на творческий мир живописца оказали две женщины, находившиеся рядом с ним до последних дней – жена Елена Александрова и младшая сестра Елена Борисова-Мусатова.
Они – его музы, вдохновляющие на новые свершения, постоянные модели для полотен художника, поддержка в быту и делах. Последний год жизни Борисова-Мусатова был озарен появлением дочери, впоследствии выбравшей стезю родителей, став художником, книжным графиком. Традиционно исследовательский интерес к судьбам этих женщин исчерпывался периодом, проведенным рядом с известным художником. Дальнейшая их судьба в большинстве научных и научно-популярных публикаций намечена лишь пунктирно. Тем не менее, две Елены и Марианна прожили интересную, полную событий жизнь, с трепетом и достоинством храня память о муже, брате, отце. Именно им посвящена выставка "Мусатовские музы. Две Елены и Марианна".
Образ Елены Эльпидифоровны Мусатовой (1883, Саратов – 1974, Москва) запечатлен во многих вершинных творениях живописца ("Автопортрет с сестрой", "Осенний мотив", "Гармония", "Изумрудное ожерелье", "Водоём" и т.д.). Елена Эльпидифоровна получила достойное образование, окончив в Саратове частную гимназию Э. Ульрих, затем, по рекомендации брата, поступив в Строгановское художественное училище. Унаследовав от своей матери интерес к рукоделию, любила вышивать гладью, заниматься шитьем. Работала художником по фарфору и мануфактуре на заводе Цингеля (Москва), затем переводчиком в Государственной библиотеке СССР имени В. И. Ленина. Существенную часть своей жизни она посвятила памяти брата, по сути, не позволив в 1930-1950-е годы предать его имя забвению. Воспоминания Елены о Борисове-Мусатове сегодня хранятся в Отделе рукописей Государственной Третьяковской галереи. В 1974 Елена Борисова-Мусатова упокоилась рядом с братом на кладбище в Тарусе.
На выставке "Мусатовские музы. Две Елены и Марианна" будут представлены фотоэтюды к работам Борисова-Мусатова, для которых позировала сестра живописца, и фотографии Елены последних лет её жизни из Научно-исторического архива Радищевского музея. Многие из них малоизвестны широкому кругу любителей искусства.
Художница Елена Владимировна Александрова (1874-1921) – супруга В.Э. Борисова-Мусатова – к сожалению, не знакома зрителям, сегодня известна лишь малая доля её творческого наследия. Елена Александрова родилась в Москве в семье дворянина, юриста, присяжного поверенного Владимира Александровича Александрова-Сковороды. В 1889 году поступила учиться в Московское Училище Живописи Ваяния и Зодчества, где познакомилась с Виктором Борисовым-Мусатовым. Весной 1903 года они поженились. В начале 1905 года у четы родилась дочь Марианна, названная в честь Мариамны Веревкиной, близкого друга семьи. В том же году Виктора Борисова-Мусатова не стало. После революции судьба забросила Елену и Марианну в Крым, к родственникам, где не выдержав тяжелых испытаний гражданской войны и голода, в феврале 1921 года Елена Владимировна умерла. Судьба творческого наследия художницы также трагична. Известны единичные работы, по которым можно судить о ее творчестве. Они хранятся в Государственном Русском Музее (Санкт-Петербург), Музее изобразительных искусств им. М.А. Врубеля (Омск), и, предположительно, в Саратовском художественном музее имени А.Н. Радищева.
На выставке "Мусатовские музы. Две Елены и Марианна" впервые будут представлены материалы из личного архива и часть художественного наследия Марианны Викторовны Борисовой-Мусатовой.
В 1924 году благодаря поддержке близких друзей родителей (В. Станюковича, И. Грабаря) Марианна поступила в Ленинградский художественно-промышленный техникум. После его окончания (1928) Марианна Викторовна сотрудничала с издательствами Ленинграда и Москвы. В числе книг, оформленных и иллюстрированных ею, были: "Диккенс" Г. Честертона (1929), "Дневник капитана Скотта" (1934), "История ацтеков" Д. Вайяна (1949), "Ленин и дети" (1957), "Русское народное искусство" М. Ильина (1959), "Воскресение" Л. Н. Толстого (1964), а также произведения В.А. Порудоминского (совместно с М. Булатовым) "Собирал человек слова…Повесть о В.И. Дале" (1969), "А рассказать тебе сказку? Повесть о жизни и трудах сказочника Афанасьева", (1970) и другие. Мужем Марианны стал Сергей Николаевич Тройницкий (1882–1948), потомственный дворянин, известный геральдист, историк искусства, музейный деятель, доктор искусствоведения, первый выборный директор Эрмитажа (1918–1927).
Большим событием в творческой биографии Марианны Борисовой-Мусатовой стало участие в качестве художника-оформителя в легендарном литературно-художественном альманахе "Тарусские страницы", выпущенном в 1961 году. Составителями сборника были Константин Паустовский и Николай Оттен, авторами молодые прозаики и поэты, в их числе – Владимир Максимов, Булат Окуджава, Наум Коржавин. Наряду с произведениями начинающих авторов в сборник были включены стихи Марины Цветаевой и Николая Заболоцкого, а также статья М. Тихомировой "Новые материалы о жизни и творчестве В.Э. Борисова-Мусатова" – первая серьёзная исследовательская публикация о художнике после долгих лет забвения. Последние годы жизни М.В. Борисова-Мусатова провела в Москве, где и скончалась 25 января 1991 года.
Благодаря бесценному дару, преподнесенному Александром Яковлевичем Олейниковым, крестником Марианны, Радищевскому музею, в экспозицию выставки будут включены графические произведения художницы, макеты книг, неизвестные ранее фотографии разных лет и другие материалы. В апреле 2014 года экспозиция будет дополнена живописью и графикой Виктора Борисова-Мусатова и Елены Александровой.
Авторы текста: Е.С. Платонова, И.С. Похазникова
Источник: Новости Радищевского музея