Французская бронза "второго рококо"
Во второй четверти XIX века после бурного периода революций и войн в Европе установилась относительно спокойная жизнь. Ностальгия по "старым добрым временам" способствовала возвращению стилей прошлых эпох, - "королевских стилей". В наибольшей степени этим ностальгическим чувствам отвечал стиль "рококо", господствовавший в искусстве Франции в середине XVIII века при Людовике XV. Легкие, изящные и утонченные формы, нежный колорит, пасторальные и мифологические сюжеты художественных произведений, которые создавали образ старой, королевской Франции ассоциировались с законной наследственной королевской властью.
Стиль "второе рококо", или "неорококо" во второй половине XIX века, был в то же время одним из политических средств реставрации династии Бурбонов и поэтому усиленно пропагандировался. Не мало популярности этого стиля способствовали и личные вкусы и пристрастия императрицы Евгении, супруги императора Наполеона III. Она буквально боготворила последнюю французскую королеву Марию Антуанетту, казненную во время революции в 1793 году. Императрица Евгения была законодательницей мод при французском дворе, а Франция была законодательницей мод в Европе.
В новом направлении отразилось и стремление богатеющего и набирающего политическую силу буржуа обставить свой дом с претензией не только на роскошь, но именно на аристократизм. Большое значение стали придавать мелкой пластике, живописи, мебели и, конечно, всевозможным приятным мелочам, украшающим быт и создающим уют. Модным словом становится "bagatelle" (фр. мелочь, безделушка).
Как и сто лет назад в скульптуре получают большую популярность произведения камерные по содержанию, в которых привлекают интимная прелесть образов и изящество их решения. Эти черты отличают и лукаво-шаловливых персонажей группы "Дети-музыканты", исполненной неизвестным мастером, подражавшим стилю одного из самых знаменитых французских скульпторов XVIII века - Клода Мишеля, прозванного Клодионом. Очарование нашей скульптурной группы не в замысловатом сюжете, а в мастерстве воспроизведения детских тел, изящных, грациозных, легких в движении и в то же время по-детски немного неловких и неуклюжих.
Так ценимую мастерами рококо жизнь частного человека прекрасно передал скульптор Жорж Максим, работавший во второй половине XIX века. Его скульптурная группа "Мотальщица ниток" была невероятно популярна в свое время и повторялась мастером много раз. Как и предыдущая группа, эта работа не претендует на психологическую глубину образа. Поза девушки грациозна, кокетливо-мила и, в то же время, по-домашнему проста и естественна.
Изящные позы и несколько манерные жесты "Кавалера" и "Дамы", работы неизвестного скульптора второй половины XIX века заставляют вспомнить сложный изысканно-утонченный этикет, царивший при Версальском дворе.
Все эти работы поступили в Радищевский музей в ХХ веке из частных собраний: группа "Дети-музыканты" - в 1916 году из коллекции бывшего саратовского губернатора М.Н. Галкина-Враского, "Мотальщица ниток" и "Кавалер" и "Дама" - почти 50 лет спустя от художника М.Н. Гущина и вдовы саратовского художника В.М. Юстицкого.
Рококо - это стиль для любителей легкого, изящного отчасти театрального, не случайно поэтому он остается одним из самых популярных и в наше время.
Посещение входит в стоимость билета на экспозицию
Источник: Новости Радищевского музея
24.10.2013, четверг
Место | Время | Цена |
Радищевский музей | 12:00 ул. Радищева,39 |