"Фантазии полёт и женских рук творенье…"
Выставка посвящена женскому рукоделию, которое из века в век считалось благородным делом. На ней представлено около ста предметов рукодельного творчества XVII-XX вв. Это, прежде всего, несколько русских литургических тканей – пелены, воздуха, облачения XVII-XIX вв.; вышивки бисером и нитями; кружева; куклы в костюмах разных эпох.
Искусство шитья – это одна из самых значительных частей нашей культуры, создаваемая руками мастериц, работавших в княжеских и монастырских светлицах. Шить и вышивать в Древней Руси должна была уметь каждая женщина. Прилежание к рукоделию считалось за особую добродетель, недаром в "Домострое", знаменитом произведении XVI в., содержащем различные правила "житейской мудрости", особо подчеркивалось, что "добрые жёны рукодельны". Шитье церковных пелен считалось особо богоугодным делом. В народном же быту важную роль играли полотенца (убрусы, рушники, набожники), которые вешались на стены, являлись украшением жилища, сопровождали различные обряды, свадебные, праздничные, печальные. Их изготавливали из льняных тканей и украшали кружевными краями и прошвами с изображениями птиц и животных.
Коллекция музея содержит не только культовые предметы и предметы народного искусства, но и изделия светского назначения. Эта часть коллекции редко показывается и не находится в постоянных экспозициях. К ним относится кружево, шитьё бисером и жемчугом, вышивки нитями.
Известно, что кружево было изобретено в Западной Европе и впервые появилось во Франции, Бельгии и Италии. В России оно стало известно не ранее конца XVI в. и по месту изготовления получило название "брюссельское", "малин", "валансьен", "русское кружево".
В конце XVI в. всё кружево было привозным, и называли его одним словом – "немецкое". Первоначально кружевоплетение в России было домашним занятием для девушек, готовящих себе приданое. Резкая смена моды в Петровскую эпоху, указы Петра об ассамблеях и новых формах одежды привели к увеличению спроса на кружевные украшения. В России было множество центров кружевоплетения, и одним из них была мануфактура Слепцовых в деревне Берёзовка Аткарского уезда Саратовской губернии.
Появление бисера связано с развитием стеклоделия в Европе. Первыми бисер начали изготавливать венецианцы, и до конца XVII в. Венеции удавалось сохранять монополию на производство бисера. Но вскоре у неё появились опасные конкуренты – мастера Богемии, и вслед за Чехией началось изготовление бисера в Германии. Первые попытки создания бисера в России относятся к концу XVII в. Мода на бисерные изделия в XVIII в. послужило налаживанию отечественного производства этого материала на Усть-Рудецкой фабрике близ Ораниенбаума. Расцвет бисерного искусства приходится на XVIII-первую треть XIX в. В России увлечение бисерным шитьём было очень мощно, особенно в среде городского, поместного дворянства и купечества, которое продолжалось весь XIX в.
В экспозиции представлены шитые бисером ризы икон, кошельки, сумочки, кисеты, панно. Способов вышивания бисером существует большое количество. На выставке представлены предметы, вышитые тончайшими иглами или нанизанные на конский волос или нить, изделия, вязанные крючком или вышитые по бумажной канве.
На выставке можно увидеть живописные произведения, где в одежде можно отыскать те же самые кружева и вышивки, что лежат в витринах. А предметы женского туалета и рукоделия расширяют представление современного человека о времени создания этих рукотворных вещей и сами же являются произведениями искусства. Стоит особо отметить, что в наше время у людей появляется желание попробовать себя в рукотворчестве, что подтверждают великолепно выполненные куклы в одеждах разных эпох художника Светланы Дальской.
Автор: Людмила Михайловна Михайлова – заведующий сектором.
Источник: Новости Радищеского музея
05.06.2014, четверг
Место | Время | Цена |
Радищевский музей | 12:00 ул. Радищева, 39 | 50 |