"Власть. Искусство. Мифотворчество. Цифровое искусство"
В рамках выставочного проекта представлены работы двух московских художников, выпускников Московского архитектурного института: академика Константина Васильевича Худякова и Михаила Трифоновича Заикина, ставшего в 2012 году лауреатом Премии имени К.С. Петрова-Водкина проекта "Красные ворота / Против течения" в номинации "За инновации в академическом искусстве".
Художники используют в своём творчестве новейшие цифровые технологии, которые предоставляют им неограниченные пластические возможности. Это в прямом и переносном смыслах "Искусство высокого разрешения". В экспозиции представлено около 40 произведений: ультрахром-принты на холстах, стерео-лайт-панели, мульти-тач-арт (совместная с пермскими программистами разработка). В рамках выставки будут проводиться мастер-классы.
В данный проект вошли работы Михаила Заикина из цикла "Exeampla Imperiale Soveticum" ("Фрагменты советской империи"). Это смелая попытка автора выявить основные исторические и культурные нарративы советского периода истории России. Мифологизация событий прошлого, осмысление модели построения национальной идентичности, работа со временем, памятью и воображением представлена художником в виде компиляции цифровой фотографии и живописи. В центре внимания автора - советская архитектура, наиболее ясно выражающая идеологию того времени, но понимаемая не как определённый художественный стиль, а как экспериментальная эстетическая платформа для конструирования новой реальности. В проекте тесно переплетены элементы коммунистической идеологии, масонские символы, древнеегипетские артефакты и евангельские сюжеты. Впервые работы из этой серии были выставлены на V Ярмарке графических искусств «ХУДГРАФ» в Новом Манеже, где были отмечены, как наиболее необычные. Проект, над которым автор продолжал работать в 2011 - 2012 годах, создан с использованием компьютерных технологий. Это произведения цифровой 3D-графики, принты на холсте, стереопанели "Кавалеры полной Звезды", "Пятое измерение", "Знамение".
Работы Константина Худякова, вошедшие в данный проект, были созданы в период с 2005 по 2013 годы. Это работы из большого цикла "Hotel Russia", задуманного автором как художественный двойник мира, в которым мы живём: его плоти, истории, души. Начатый в конце 1990-х годов, проект продолжается и поныне: художник предпочитает не останавливаться, добавляя, конкретизируя и обобщая то, на что как человек и художник, он реагирует, отзывается в окружающем мире. В "Hotel Russia" соединились его архитектурный опыт, занятия живописью и цифровые технологии, а также пристальный интерес к социально острым, актуальным и историсофским темам. Художник создал формат, в котором, с одной стороны, заданы определенные рамки, ограничивающие пространства и смыслы, образующие некий контекст, с другой - в этих рамках появляются разнообразные возможности: образные и формальные.
Очень важным для Худякова является пластический язык, на котором "говорит" его проект. Он увлечён фактурами: кожа, ржавчина, вода, стекло, материей мира. Для проекта "Hotel Russia" характерна образная и формальная насыщенность, сложный метафорический и семантический ряд, донесённый в максимально возможном приближении детали и монументальном развороте актуального содержания. Объектом художественного преображения у Худякова становится человеческая плоть. В "Карте СССР" основой является макросъемка человеческой кожи, где складки и царапины подобны рельефу земной поверхности со спутниковой фотографии. Кожа здесь поцарапанная, лопнувшая, между точками - населенными пунктами воображаемой карты страны, набухают и темнеют капли крови. Кожа-земля изранена, она живая, болезненная; неровности кожи, шероховатости образуют неповторимый рельеф и почти физиологическое ощущение "раны". Мастерски использует художник цифровой формат для усиления живого восприятия органики.
Самостоятельный предметный ряд составляют "Медали" и "Значки", среди которых есть реальные - такие, как "Готов к труду и обороне", "Готов к санитарной обработке СССР", и придуманные автором, обостряющие смысл цикла, связывающие его в единое целое. Это такие, как медаль "Северная Звезда", ассоциативно связанная с циклом "Омут", с темой уничтоженных женщин, заподозренных в "шпионаже". Медали и особенно значки занимали особое место среди символов советской эпохи, являясь носителями сакрального смысла. Наряду с другими объектами, такими, как "Киндерсюрприз" (2005) фабрики Красный Фаберже, или "Челюсти Сталина" (2005-2007), медали образуют ряд квази-советских реликвий, проникнутых иронией и запоздалым ощущением маразма.
В секторе проекта "Омут" история тоталитаризма, его жертв, представлена в подчеркнуто рафинированной стилистике, резко контрастирующей со страшной правдой жизни. Плывущие женские фигуры тонут в воде и во времени, уходят в его глубины, рискуя остаться безвестными. История страны постигается художником через конкретные судьбы. Многочисленные контаминации, предпринятые автором: камерности и героики, "старых мастеров", живописных приёмов и возможностей цифровой фотографии, умение всё это крепко увязать в единое целое, выдают в нём художника-постмодерниста. Игра цитатами, акцент на остром и эффектном визуальном эффекте, жесткая цельность при свободе отдельных фрагментов, ясность и "читаемость" образа, активный исторический и культурный подтекст - всё это есть в его работах.
Для Худякова принципиально важна возможность проектирования от частного к общему, от фактур и смыслов отдельных предметов и объектов - к конкретной человеческой судьбе и глобальному пониманию событий времени и истории страны. Не случайно проект реализуется в параметрах архитектурного мышления, что подразумевает ещё и выявление системных связей между событиями и явлениями, между разными видами искусства, на рубеже ХХ и ХХI веков стремящихся к синкретическому единству. В Худякове неразрывно связаны архитектор и экспозиционер, фотограф и живописец. Межвидовые границы искусства не имеют для него никакого значения, на первый план выходит "новая образность", реализованная гибким и поливариантным языком цифрового искусства.
В рамках данного выставочного проекта представлены стереопанели: "Иоанн Креститель", "Битва за Москву", мульти-тач-арт с 4 картинами: "Утро Стрелецкой казни", "Глаз Ангела. Не ждали", "Зеркальные сны - 1", "Зеркальные сны - 2", а также новые работы К. Худякова "Жертвоприношение", "Гимн на Болотной" (2013).
Источник информации: Поволжское отделение Российской академии художеств
24.10.2013, четверг
Место | Время | Цена |
Художественное училище им. А.П. Боголюбова | 10:00 | Вход свободный |