«Алексей Кравченко. Покровск – Саратов – Москва»


(0 , голос(ов) )

С 4 июля 2019 года в Энгельсской картинной галерее начинает свою работу выставка «Алексей Кравченко. Покровск – Саратов – Москва», представляющая около 50 живописных работ и более 30 миниатюр Алексея Кравченко.

Имя Алексея Ильича Кравченко для большинства связано с гравюрой. В художественных институтах студенты изучают две школы: школу Кравченко и школу Фаворского. Немногие знают этого художника как живописца. Но к 1916 году он уже был состоявшимся мастером. Его живописные работы находились в Третьяковской галерее, в Румянцевском музее, в Императорской коллекции Эрмитажа, в коллекциях князя Волконского, графа Мордвинова, братьев Субботиных… Местонахождение большинства вещей этого периода, к сожалению, неизвестно.

Особое место в жизни Кравченко занимает индийская тема. В 1914 году Алексей Ильич совершил поездку по Индии, Цейлону и Японии. В то время Академия Художеств предоставляла художникам интересную возможность - можно было получить билет на пароход, сойти с него в любой точке маршрута и задержаться на месте на любой срок, а затем продолжить путешествие на следующем корабле. Впечатления от поездки вылились в большую серию живописных и графических работ.

В 1915 году Кравченко попал на фронт как художник и фото-корреспондент. Увлечение фотографией сопровождало его всю жизнь. Остались тысячи негативов: война, поездки в Европу и Америку, друзья, члены семьи, модели, подмосковные пейзажи…

В 1918 году по назначению наркома просвещения А.В. Луначарского Алексей Кравченко становится директором Радищевского музея в Саратове. Работа в музее была всего лишь одной из страниц в его жизни, но роковые минуты российской истории совпали для Кравченко со временем человеческого возмужания, осознания своего художнического предназначения, началом настоящего творческого расцвета.

Он приехал в Саратов тридцатилетним, имеющим известность художником. «С первых дней Октябрьской революции я принимал активное участие во всех работах на культурно-просветительном фронте», - писал Кравченко в автобиографии. Но 1918 год оказался для него особенно трудным. Непокорная братия художников без особой радости встретила столичного посланца. Среди саратовцев были свои желающие руководить революционным обновлением музея и Боголюбовского рисовального училища. Начались собрания, заседания, возмущение, недовольство, однако Кравченко сумел довольно скоро исчерпать конфликт и установить с противниками дружеские отношения.

В Саратове было написано около пятидесяти живописных работ, сделано несколько десятков офортов. В 1919 году появилась первая в творчестве художника ксилография «Пастораль». Началось серьёзное увлечение книжной графикой, которое впоследствии принесло Кравченко мировое признание.

В станковой графике он переживал в это время радость встречи с Волгой, находя бесконечную прелесть в оживлённой жизни берега, тесноте причалов и пристаней, изящных силуэтах лодок и яхт, динамичных ракурсах парусов и мачт.

Именно в Саратове он по-настоящему увлёкся театром. К этому располагала и интереснейшая театральная жизнь города в 1920-е и дружба с тогда ещё только театральным режиссёром Абрамом Роомом. Их общим замыслом был театр кукол, для которого Кравченко собирался резать из дерева «актёров». В сезон 1920/1921 года он сделал эскизы для двух постановок Александра Канина в театре имени К. Маркса: сатирической сказке Сергея Антимонова «Бова-королевич» и грандиозной по замыслу постановке «Три знамени Коммуны» по пьесе Антонины Мухаревой, неосуществлённой из-за сложности технического решения.

Летом 1921 года Кравченко с семьей уехал в Москву. Впереди у него было ещё двадцать лет творчества, признание и слава выдающегося книжного графика.

В советское время Кравченко выставлял живопись мало. Активно экспериментируя, он опасался обвинений в различных идеологических «-измах». Только после его смерти у широкого зрителя появилась возможность познакомиться и оценить эту часть творчества. Большая персональная выставка прошла в Третьяковской галерее в 2009 году. В 2010 году на аукционе Сотбис в Нью-Йорке живописная работа «Индийская сказка» была продана за 1.482.500 долларов.

Умер художник в 1940 году на Николиной Горе у себя в мастерской на даче, построенной по его эскизам. Алексей Ильич Кравченко прожил всего 51 год.

Пресс-релиз музея.

10.07.2019, среда

Место Время Цена
Энгельсская картинная галерея 10:00    
Показать расписание до конца недели

Мы в Контакте

Расширения для Joomla