«Свободная культура»
11 сентября в 16.00 в Доме Павла Кузнецова открылась выставка «Свободная культура» из собрания одного из главных знатоков ленинградского неофициального искусства, коллекционера и искусствоведа Николая Иннокентьевича Благодатова. На выставке будут представлены 36 графических работ основоположников ленинградского нонконформизма — Рихарда Васми, Владимира Шагина, Шолома Шварца, Александра Арефьева.
Искусство андеграунда возникло после 1932 года, когда образовался поднадзорный власти единый Союз Художников, опирающийся на стиль социалистического реализма. Все прочие объединения и направления были запрещены. Но группы подпольного искусства в Ленинграде стали создаваться уже после войны. «Вторая» культура стала продолжением прерванного развития «Первой», поэтому художники тянулись к выжившим представителям Русского Авангарда начала ХХ века, таким как Роберт Фальк, Павел Кузнецов и другим… , которые являлись связующей нитью времён. Наиболее известными в 60-е годы были школа Стерлигова, ученика Малевича и Сидлина, ученика Осмеркина из «Бубнового валета», а также группа «Петербург», возглавляемая Михаилом Шемякиным, ориентирующаяся на «Серебрянный век». Но самой первой группой был «Арефьевский круг», родившийся в конце 40-х, начале 50-х годов. В неё входили Александр Арефьев, Рихард Васми, Валентин Громов, Владимир Шагин, Шолом Шварц. Почти все они были учениками Средней художественной школы при Академии Художеств, куда брали самых талантливых, и почти всех их исключили за стремление быть самостоятельными. Они подружились и, чувствуя духовную общность, стали продолжать самообучение. Для них связующей нитью времен были оставшиеся в живых после блокады художники близкие группе «Круг» 20-х годов – В. Пакулин, Г. Траугот… Рихард Васми учился в детстве у Н.Лапшина. Работали они в стиле настоящего (а не социалистического), выразительного реализма, каждый по-своему — удивительно смело и талантливо. Сами художники Арефьвского круга называли себя «ОНЖ» - общество непродающихся живописцев. Часто собирались они у любимого своего поэта Роальда Мандельштама, который написал будто бы про них :
Нам ли копить тревоги,
Жить, иль не жить, дрожа,
Станем среди дороги,
Сжав черенок ножа.
На выставке представлена только графика, но они занимались в основном живописью, хотя нормальных условий не было. Без мастерских, в тесных коммуналках, со случайными заработками и богемной неустроенностью они умудрялись создавать свои шедевры. Но и к графике, рисованию они обращались постоянно. В новые времена появились мастерские и даже печатный станок. Васми и Шварц увлеклись линогравюрой, а Громов – офортом. Шагин иногда работая в студии жены - скульптора, мог создавать крупные работы. Арефьев мастерской не дождался и уехал в 1977 году в Париж, где вскоре умер. Постепенно ушли и остальные. Сейчас из всей группы остался только Громов.
Продолжая традиции группы «Круг» они писали окружающую жизнь, главным образом непарадные пейзажи Ленинграда, натюрморты, портреты, бытовые сценки. Они умели наполнить изображаемое своим живым отношением, поэтому их работы так «дышат». Арефьев был особенно разнообразен – от тонкой нежной поэзии до экспрессивного гротеска. Васми спокойно и величественно выстраивал гармоничный мир в гармоничном пространстве, Шварц сочетал буйный темперамент с точной конструктивностью, Шагин вкладывал в работы свой могучий лиризм, а Громов создавал прекрасный ритм штрихов и пятен в офортах.
Сейчас творчество этих художников признано специалистами и знатоками, работы есть в музеях и частных коллекциях, издаются альбомы, устраиваются выставки. Но широкому зрителю их имена ещё не достаточно знакомы. Каждая выставка завоевывает симпатии новых зрителей, пробуждая интерес к первой ленинградской группе свободного искусства.
Автор: Николай Благодатов
Источник: http://radmuseumart.ru/calendar/exibitions/4934/
25.09.2015, пятница
Место | Время | Цена |
Дом-музей Павла Кузнецова | 10:00 | 50/120 |