«В гостях у Виктора Борисова-Мусатова»
5 июля 2019 года в 17.00 в музее-усадьбе В.Э. Борисова-Мусатова (филиал Радищевского музея на Вольской, 33) состоится презентация экспозиции «В гостях у Виктора Борисова-Мусатова».
По традиции каждый год весной или в начале лета в экспозицию музея «возвращаются» подлинные произведения В.Э. Борисова-Мусатова из собрания Радищевского музея. Это счастливое время для музея-усадьбы обычно длится до осени: до начала октября.
В экспозиции будут представлены двадцать четыре произведения живописи и пять графических листов Борисова-Мусатова из фондов Радищевского музея. Произведения В.Э. Борисова-Мусатова позволяют проследить весь творческий путь художника, отсылают к его знаменитым картинам, занимающим центральное место в залах Третьяковской Галереи, Русского Музея, перекликаются с собраниями многих художественных музеев России и ближнего зарубежья.
Получив первые и достаточно серьёзные навыки академического рисунка ещё в Саратове («Голова Лаокоона») – в студии живописи и рисования при Обществе любителей изящных искусств, Виктор Мусатов продолжил своё образование сначала в Московском училище живописи ваяния и зодчества, а затем, в конце лета 1891 года, в Академии художеств в Санкт-Петербурге. По существующим правилам учащиеся Академии должны были пройти обучение в «гипсоголовном», а затем в «гипсофигурном» классах. Рисовали с гипсовых копий эталонных античных статуй. В коллекции Радищевского музея находятся несколько академических рисунков Мусатова с печатью Академии художеств. В экспозицию выставки войдёт один из них – «Бюст Каракаллы», 1891.
Учебный натюрморт «Череп и книга» также относится к санкт-петербургскому периоду обучения и выполнен под руководством блистательного художника и педагога Павла Петровича Чистякова (1832–1919). Натюрморт был отмечен выдающимся учителем и долгое время занимал почётное место в Саратовском домике семьи Мусатовых. Гордясь успехами своего сына и брата, на его фоне сфотографировались мама и младшие сёстры В.Э. Борисова-Мусатова.
Полученные на уроках П.П. Чистякова знания, усвоенные советы о творческом изучении натуры молодой художник старался воплотить в собственных работах. Свежестью, простотой и живописной убедительностью наполнены «Весенний этюд», «Ручеёк», «В лодке», «Капуста», «Цветы на палитре» (1893–1894).
Этюды «Турок», «На пляже» и другие были выполнены летом 1895 года, во время путешествия по Кавказу и Крыму.
О стремительном «прохождении» пути импрессионизма зрителю рассказывают эмоциональные, полные динамики этюды к неосуществлённой картине «Жатва», в том числе графический «Этюд девушки», написанные в 1896–1897 годах.
«Портрет Елены Мусатовой» (1900) – сестры художника и любимой модели, бесспорно можно назвать «жемчужиной» коллекции Радищевского музея. Рисунок, выполненный угольным карандашом, изысканно лаконичен по выбору изобразительных средств, а созданный образ выразителен и глубок. Поворот головы, опущенный взгляд, красиво убранные волосы – и перед нами возникает тот самый особый тип «мусатовской девушки», отрешённой, погружённой в свой внутренний мир. Отметим, что портрет сестры был одним из первых произведений Борисова-Мусатова, поступивших в коллекцию Радищевского музея. В 1910 году он, вместе с живописным шедевром «Осенний мотив», был подарен вдовой художника Еленой Владимировной Александровой.
К зрелому периоду творчества относятся произведения, написанные в 1901–1902 годах в Зубриловке, имении князей Голицыных-Прозоровских. «Беседка в Зубриловке», «Этюд Зубриловского парка» – подготовительные работы, по замыслу связанные с картиной «Прогулка при закате» (Государственный Русский музей).
Одна из живописных работ предположительно принадлежит кисти Елены Владимировны Александровой (1874–1921), жены художника.
Дополнительным «бонусом» этого сезона будет экспонирование живописных работ прекрасных русских живописцев Василия Дмитриевича Поленова и Петра Саввича Уткина. Так, на выставке представлены два этюда Поленова (1844–1927), Московского учителя Мусатова, его «доброго гения», и ранние работы Уткина, созданные в период тесного общения начинающего живописца с вернувшимся из Парижа Виктором Борисовым-Мусатовым.
Живописные произведения в пространстве мемориального музея традиционно соседствуют с фотографиями и архивными документами, позволяющими проиллюстрировать основные страницы жизни художника, погрузиться в атмосферу Саратова рубежа XIX–XX веков. Особое место среди них занимают фотоэтюды В.Э. Борисова-Мусатова, реконструирующие творческие будни Мусатовской мастерской и по-своему являющиеся уникальными и самодостаточными произведениями.
Экспозиция «В гостях у В.Э. Борисова-Мусатова» с подлинными произведениями художника продолжит свою работу до 6 октября 2019 года.
Автор текста: Белонович Элеонора Николаевна.
Источник: Новости Радищевского музея
22.08.2019, четверг
Место | Время | Цена |
Музей-усадьба В.Э. Борисова-Мусатова | 10:00 | 50/120 |