Персональная выставка А.Ф. Саликова
Саликов Александр Фёдорович (1939-2004), выпускник живописного отделения Саратовского художественного училища 1967 года. Участник областных, региональных, республиканских и всесоюзных художественных выставок. Персональные выставки в Саратове экспонировались в 1994 и 1999 годах. Член Союза художников с 1970, председатель правления местного отделения Союза Художников (1972-1975) Сотрудничал с Приволжским книжным издательством, преподавал в художественном училище с 1989 по 2001 г.
Своеобразие творческой личности Александра Саликова, зрительно вполне очевидное, не так уж просто определить вербально. У него не было акцентированной стиле-вой ориентации, его творческая генеалогия тоже не так уж очевидна: он не имеет прямых учителей, не является ничьим последователем. Долгие годы находясь в центре художественной жизни города, он держался особняком. Оставаясь в пределах традиционно понимаемого реализма, всегда был далёк, от натуралистической трактовки мотива. Мастер не отыскивал и некий, якобы обязательный для всех, «современный» изобразительный язык, а всякий раз искал наиболее отвечающий конкретной художественной задаче. Пора его творческого становления была краткой. Как-то сразу по завершении учёбы на местном горизонте появился один из самых заметных живописцев, смело и уверен-но реализовавших свой творческий потенциал и в пейзаже, и в композиционном портрете, и в масштабных тематических полотнах. В 1970-1980-е годы он уже один из тех мастеров, которые представляют наш город на самых престижных выставках. Его полотна попадают в музеи Саратова, Энгельса, Вольска, Хвалынска, Кургана, Днепропетровска, оседают в различных учреждениях культуры, галереях и частных коллекциях.
Впечатляют его монументальные героизированные волжские пейзажи, в которых сконденсированная эмоциональная энергия, спонтанное выражение авторского темпера-мента обузданы тягой к обобщению, сдержанной выразительностью колорита: "Большая вода", "Романтический пейзаж", "Волга осенняя", "Пейзаж с рекой. Вечер", "Индустриальный пейзаж". В этих картинах характерные черты его понимания искусства: жажда образной завершённости и стремление не "засушить" живописный образ мотива.
Не менее значительны в его творчестве и тщательно продуманные, неоднозначные по характеристике портреты поэтов Тобольского и Малохаткина, художника Кулагина, певца Попова. Это не портреты в узком значении слова: пристальность психологического постижения человека, заменена в них обобщённо-ёмкой характеристикой. Художника интересуют черты присущие определённому поколению. К примеру, портрет Леонида Кулагина. Не постижение конкретного характера во всей его полноте, а тревожное раздумье о неотвратимости людской судьбы – такова здесь сверхзадача живописца. Решена она акцентированием эффектного приёма: сближением пластической выразительности изборождённого морщинами лица и коры одинокого старого дерева.
Элегический отсвет есть и в других работах Александра Саликова: "Автопортрете с матерью" и "Воспоминании о Брейгеле", образное решение которых кажется менее демонстративным и более органичным. В "Воспоминании" не только метафоричность мышления, но и то, что именуют "творческой силой традиции", стремление подключиться к жизнетворным токам по-настоящему великого искусства, осознать и свою причастность живописному братству всех времён и народов. За несколько десятилетий активного творчества художник создал множество живописных и графических произведений, натурных этюдов и программных полотен, и в каждом он оставил частицу своей души. А это залог продолжающейся и после телесного бытия жизни созданного им искусства.
Водонос Е.И.
Источник: Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
04.11.2011, пятница
Место | Время | Цена |
Радищевский музей | 10:00 ул. Первомайская, 75 |