"Встреча". Виктор Чудин
"Человек приходит из белого безмолвия зимы, а не из чёрного космоса, в зеленовато-жёлтое радостное, светлое детство весны, когда весь мир кажется вечным и прекрасным. Затем наступает оранжево-красная пора летней зрелости, когда чувства ярки и сильны, как эти интенсивные цвета, плавно переходящие в спокойно-мудрую старость с холодновато-блёклыми сине-фиолетовыми тонами, перетекающими в серые краски поздней осени. И уходит человек, закончив цикл земной, вновь в белую вечность…"
Виктор Чудин
Каждая выставка Виктора Чудина – радость. Каждая встреча с его творчеством – событие. Обладая драгоценным и редким качеством – умением видеть красоту в обыденном, он к каждому мгновению жизни относится как к подарку. Выставка, которую мы решили назвать «Встреча», является ретроспективной, она представляет произведения мастера, созданные в разные годы, позволяет проследить основные этапы развития художника, представить вектор движения его творчества.
Виктор Чудин пришёл в искусство в конце пятидесятых, и в полной мере испытал на себе все трудности, выпавшие на долю мастеров, исповедующих независимость и занимавшихся формальными поисками и смелыми художественными экспериментами. Его работы, в которых основным выразительным средством являлся цвет, не вписывались в официальную картину советского искусства. Чудин не создавал жанровые полотна на «злобу дня», неизменно обращаясь в своём творчестве к вечным темам. Прямо или иносказательно, просто или ассоциативно он говорит о красоте видимого мира, о любви, о циклах человеческой жизни, о поиске и обретении веры.
Виктора Чудина всегда волновала чувственная красота мира. Когда он пишет природу, цветы, то делает это так страстно и взахлёб, будто первым увидел и оценил их очарование. На его холстах природа нежится в лучах солнца, отдыхает в вечернем свете. А изображения цветов, портреты близких людей вызывают ассоциации с живописными симфониями. Начав с вполне реалистических работ, художник очень скоро стал открывать для себя новые способы самовыражения, появилась потребность не воссоздавать реальность, а выражать своё отношение к миру.
С середины шестидесятых годов он проводит живописные исследования, изучая выразительные возможности «чистого» цвета. Чудин обращается к спектральным цветам, их расположению и взаимосвязи в цветовом круге, на следующем этапе к ним добавляются черный и белый. В результате последовательного, многолетнего опыта живописец находит свою «формулу цвета», положенную в основу цельной философско-художественной системы мастера. Наделяя цвет символическим значением, Виктор Чудин создаёт многочастные картины-притчи, где жизнь человека, устроенная по образу и подобию жизни природы, ассоциируется с дорогой, по которой он идёт навстречу к Богу. И на этом пути сменяют друг друга детство, юность, зрелость, старость, уход, соотносимые со сменой времени суток и времён года. Каждый выбранный цвет олицетворяет собой определённый жизненный цикл и как в цветовом круге переходит один в другой, символизируя бесконечность и непрерывность жизни.
Виктор Чудин продолжает работать, как всегда, неистово и темпераментно. Он служит искусству, и оно дает ему силы. Своё видение мира художник выражает чистыми, открытыми цветами, максимально обобщает форму, подчас доводя её до уровня знака. Произведения, созданные в последнее время – это синтез предшествующих исканий художника, это размышления на тему взаимоотношений человека и мира, облеченные в предельно лаконичные и выразительные композиции.
Текст: Е.А. Дорогина
Источник: Новости Радищевского музея
25.12.2013, среда
Место | Время | Цена |
Радищевский музей | 10:00 Первомайская, 75 | 30/50 |