Михаил Аржанов
В художественную летопись Саратова имя Михаила Аржанова вписано твёрдо. Нонконформист, всю жизнь работающий над собой и, вопреки, невероятно талантливый, тонкий, ищущий. Оставивший после себя свыше трёхсот живописных произведений, более 1000 акварелей, пастелей, рисунков, а ещё – десятки отреставрированных икон и картин (на протяжение 10 лет художник работал в реставрационной мастерской Радищевского музея).
Михаил Николаевич Аржанов родился в 1924 году в селе Синельниково Саратовской области. В 1947 году окончил Саратовское художественное училище. В 1954 окончил Московский полиграфический институт. В 1958 году участвует в областной выставке, на которой Радищевский музей приобретает его "Зимний пейзаж" ("Зимка"). С 1960 по 1970 год работал художником - реставратором и заведующим реставрационной мастерской в Радищевском музее. В 1984 году состоялась первая персональная выставка, спустя три года после смерти художника …В 2009 году в Доме Павла Кузнецова саратовскому зрителю были впервые представлены графические работы Михаила Аржанова.
В 2014 году, в год 90-летия со дня рождения художника, посетители увидят работы из собрания жены художника Маргариты Богодельщиковой и его сыновей Георгия и Николая Аржановых. Около 80-ти произведений разных лет: конца 50-х годов, начала 80-х годов, и, конечно, периода конца 60-х начала 70-х — самого пика его творчества.
Художник Владимир Солянов так описывает этот период: "Лицо музея в те годы определял профессионализм и высокая этика небольшого тогда коллектива. Работал тогда и гонимый властью и режимом Николай Гущин, с которым Аржанов был особенно близок. А реставрационная мастерская была центром художественной жизни музея и не только". Аржанов трудится над созданием отдела древнерусской живописи, много пишет, активно отстаивая свою творческую позицию, не желая "воспевать", "прогибаться" и "угождать". Общительный, эрудированный, независимый во взглядах, он не вписывается в официальные рамки.
Он живёт только искусством: изучая, экспериментируя, "ища себя". Художественный отклик вызывает и неказистый городской пейзаж, и безмятежные волжские берега: Усть-Курдюм, Пристанное, Кошели ... "Ему было свойственно внимание к малой частице жизни и вместе с тем ощущение громадных пространств, мощных сил природы". Разнообразие способа наложения красок, меняющийся мазок и сложная палитра необычайно верно отражают состояния окружающего художника мира: "Я пишу не природу, а свои чувства". Свои чувства пишет художник и в портретах: экспрессивно, контрастно, сильно, нередко выходя за рамки жанра, когда портретные образы обретают черты символов. И будучи признанным коллегами-художниками, Аржанов находится в опале со стороны властей и официальной прессы, вплоть до полного запрета на выставки.
Живопись Михаила Аржанова — это внутренний мир тонкого лирика и непримиримого борца, история его размышлений и чувств, художественный поиск и человеческое тепло, и конечно это высокий образец художественного мастерства!
На выставке к 90-летию художника многие работы будут представлены впервые!
Текст: Наталья Сергеевна Тараканова
Источник: Новости Радищевского музея
26.02.2014, среда
Место | Время | Цена |
Дом-музей Павла Кузнецова | 10:00 | 50/100 |