«Диалоги кармелиток»
Оригинальное название: Dialogues des Carmelites
Страна, год: США, 2019
Жанр: опера, спектакль
Язык: французский (русские субтитры)
Продолжительность: 3 часа 11 минут
Возрастная категория: 16+
Проект TheatreHD. Мет Опера в кино. Франсис Пуленк. «Диалоги кармелиток» (опера в 2-х действиях).
Над спектаклем работали:
Дирижёр – Янник Незе-Сеген
Режиссёр – Джон Декстер
Художник – Дэвид Реппа
Художник по костюмам – Джейн Гринвуд
Художник по свету – Джил Векслер
Действующие лица и исполнители:
Бланш де ла Форс – Изабель Леонард
Мадам Лидуан – Адриана Печёнка
Сестра Констанция – Эрин Морли
Мать Мария – Карен Каргилл
Мадам де Круасси – Карита Маттила
Шевалье де ла Форс – Давид Портилло
Маркиз де ла Форс – Жан-Франсуа Лапуант
Можно сколько угодно гадать, смог бы Франсис Пуленк преодолеть комплекс «вечно многообещающего» композитора, если бы не вмешательство высших сил. После десятилетнего творчества к тридцати годам он оставался «одним из членов “Шестерки”» — объединения французских музыкантов, взявших курс на иронию и антилиризм. Основную массу его сочинений составляли мелкие фортепианные произведения, романсы да несколько небольших балетов, успех которых объяснялся главным образом постановкой у Дягилева.
Но в 1936 году в автокатастрофе погиб друг Пуленка, и, потрясенный случившимся, композитор отправился по пути тысяч паломников в Рокамадур, маленький средневековый городок на юге Франции, где увидел статую Черной Мадонны — и спустя двадцать лет написал «Диалоги кармелиток», важнейшую экзистенциальную оперу ХХ века.
Либретто ссылается на одноименную пьесу французского драматурга Жоржа Бернаноса (1948). Та, в свою очередь, вырастает из им же написанных диалогов для киносценария, сочиненного по мотивам новеллы немецкой писательницы Гертруды фон Ле Форт «Последняя на эшафоте» (1931).
Сюжет основан на реальных событиях. Во времена Великой французской революции были осуждены за диссидентство и казнены шестнадцать монахинь католических обители в Компьене. Еще одной удалось избежать гильотины. В память о сестрах и для очистки своего имени выжившая восстановила хронику событий на бумаге, чем и воспользовались вышеупомянутые потомки.
Фильм, однако, не был снят: кинопродюсеры сочли диалоги чересчур многословными и сложными. Возникла заминка, во время которой Бернанос скончался. Тексты упали в архив. Лишь спустя несколько лет после смерти писателя исследователь его творчества Альбер Беген обнаружил объемистую папку. Он разделил весь материал на картины, снабдил их ремарками, комментирующими содержание тех сцен, в которых диалогов не предполагалось, и опубликовал результат под известным названием. Так рабочее заглавие стало сущностным.
Франсис Пуленк шагнул еще дальше. Перенеся «Диалоги кармелиток» в плоскость музыкального театра, он поднял название до уровня жанра — по сути, поставил Диалоги в один ряд со Страстями.
Несмотря на внешнюю монументальность (три акта, двенадцать картин и длинный список действующих лиц), опера носит камерный характер. Героини: будь то Бланш — аристократка, терзаемая приступами панического страха; или старая настоятельница, предсказывающая конец своей обители; или новая игуменья, настраивающая своих подопечных на самопожертвование — каждая в нужный час оказывается один на один с оркестром. Каждая ведет собственный интимный диалог с музыкой, и вокальные партии напоминают не то распеваемую декламацию, не то страстную молитву. Эхо их голосов еще долго стоит в воздухе после того, как стихает последний удар гильотины.
02.06.2019, воскресенье
Место | Время | Цена |
«Синема Парк» («Триумф Молл») | 18:00 | 600 |