«Радости души»


(0 , голос(ов) )

С 15 июня по 8 октября 2017 года в музее-усадьбе В.Э. Борисова-Мусатова (филиал Радищевского музея на Вольской, 33) работает выставка живописи Михаила Александровича Аринина из собрания Радищевского музея «Радости души». Событие приурочено к 120-летию со дня рождения одного из талантливых мастеров саратовской школы живописи. В экспозиции представлены 17 произведений, созданных М.А. Арининым в разные годы. Зрители смогут увидеть работы, запечатлевшие родные уголки Саратовского края, и произведения, написанные в Узбекистане. Выставка продолжает проект «Мастера ХХ века», посвящённый художникам саратовской школы живописи. Открытие выставки состоится 15 июня в 17:00.

Ученик П.С. Уткина, А.О. Никулина и А.И. Савинова, Михаил Аринин, на протяжении всей творческой жизни оставался верен традициям высокой колористической культуры, заложенной еще В.Э. Борисовым-Мусатовым и привязанности к пейзажу как жанру.

Так сложилось, что М.А. Аринин много лет прожил в Узбекистане. Природа Средней Азии, её национальный колорит вдохновляли художника и обогащали его творческие замыслы. По возможности, он каждый год возвращался на родину в Саратов, где много и плодотворно работал. Здесь он писал Волгу, тихие любимые уголки родного края, портреты дорогих ему людей.

Из письма дочери художника, заслуженной артистки РСФСР Людмилы Михайловны Арининой: «…ему было тяжело и просто невыносимо менять в своём сердце любовь к Волге, к лесам и заимкам вокруг своей деревни на арыки, юрты, и хлопковые поля, да ещё и патетику пятилеток. Нужны крупные полотна «крупных» тем. Как же он страдал. Но только за это платили. Всё остальное, все радости души чуть проглядывали иногда на выставках».

В этих словах заключается смысл названия выставки Михаила Александровича Аринина «Радости души», представленной в небольших залах музея. Место её проведения избрано не случайно. Постреволюционные годы – это сложное и противоречивое время ломки стереотипов мышления и поисков новаторских идей и направлений в искусстве. Именно в этот период среди художников и преподавателей художественного училища родилось предложение открыть во флигеле В.Э. Борисова-Мусатова музей «Нового искусства имени В.Э. Борисова-Мусатова». Однако, в то время этот прекрасный душевный порыв не воплотился в реальность. Современные выставочные проекты музея-усадьбы В.Э. Борисова-Мусатова продолжают традиции, протягивают нити преемственности между поколениями саратовских художников. Так, год назад был начат проект «Мастера ХХ века», в залах музея проходила выставка Владимира Кашкина – современника и единомышленника М.А. Аринина.

В 2011 году Л. М. Аринина передала в дар Радищевскому музею все хранившиеся у неё произведения живописи, графики, альбом с военными зарисовками, а также архив отца, в который вошли личные документы и уникальные фотографии разных лет. Часть этих материалов будет представлена на выставке. Этот дар стал значимым для всех: и для наследницы, вернувшей, спустя много лет, работы отца в его любимый город, и для музея, пополнившегося произведениями яркого мастера – участника художественной жизни Саратова.

Собранные на выставке картины раскрывают разные стороны творчества М.А. Аринина. Ранние его работы: «Грозовая туча» (1926), «Жница» (1927), написанные яркими цветовыми пятнами, отражают мастерство Аринина-колориста. Отдельно можно выделить ряд пейзажей, на которых запечатлены уголки саратовского края. Это «Пейзаж с лошадками» (1927), «Знойный день» (1928), «Вечер. Лесное озеро» (1951), «Ели» (1954), «Переправы» (1956) и другие. Они написаны в разные годы, однако каждая из них созвучна произведениям Петра Саввича Уткина. «Портрет художника П.С. Уткина» (1934), был написан Арининым незадолго до смерти любимого учителя.

Отдельного рассказа заслуживают произведения, созданные в Узбекистане: «Юрты у подножья гор» (1942), «Женский портрет» (1942), «Девушки горного Узбекистана» (1942), «Ургут» (1960), «Натюрморт с айвой» (1960), «Натюрморт с гранатами» (1958). Все они написаны по-южному сочными красками и передают национальный колорит, настроение героев, особую живописность солнечного Востока.

Справка.

Михаил Александрович Аринин родился 23 августа (03 сентября) 1897 года в селе Синодское Вольского уезда Саратовской губернии (ныне Воскресенский район Саратовской области) в крестьянской семье. В 1914-1917 учился в Боголюбовском рисовальном училище. В 1918 Михаил Александрович был мобилизован в Красную Армию рядовым бойцом 4-го Стрелкового Сердобского полка и участвовал в боях с белоказаками на Уральском фронте, а затем был сотрудником Политотдела штаба Кавказского фронта. Демобилизовавшись, он продолжил свои занятия в училище, переименованном в Художественно-практический институт (1921-1923). В 1924 Михаил Александрович со своей семьёй уезжает в Узбекистан и поселяется в Коканде. С 1936 жил и работал в Ташкенте. В годы Великой Отечественной войны М.А. Аринин трудился на строительстве Байсунской железной дороги, а также воевал на Северокавказском фронте, за что был награждён медалями «За оборону Кавказа», «За победу над Германией, «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». В 1951 был удостоен звания «Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР».

Начиная с 1923 года, Аринин активный участник выставок, в том числе: общества «4 искусства» (1926–1928); Республиканских художественных выставках (1940, 1943, 1945, 1951, 1954) в Ташкенте; Всесоюзной художественной выставке (1957) в Москве. В 1958 году в Ташкенте состоялась первая персональная выставка.

Михаил Александрович Аринин скончался в Ташкенте 7 мая 1967 года. Его творчество представлено во многих музейных собраниях, в том числе в Государственном музее искусств Узбекистана в Ташкенте, Саратовском государственном художественном музее им. А. Н. Радищева, Российском этнографическом музее в Санкт-Петербурге.


Автор: Платонова Елена Станиславовна.

Источник: Новости Радищевского музея

09.07.2017, воскресенье

Место Время Цена
Музей-усадьба В.Э. Борисова-Мусатова 10:00    

Мы в Контакте

Расширения для Joomla