«Вперед в прошлое: традиции и новаторство»
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева представляет выставку произведений фарфоровой мастерской Игоря Клименкова под названием «Вперед в прошлое: традиции и новаторство». На ней экспонируется более 150 произведений декоративно-прикладного искусства, выполненных из самого благородного вида керамики – фарфора.
Мастерская Игоря Клименкова при творческом Союзе художников России была открыта в Москве в 2003 году. Идея создания нового фарфорового производства принадлежала коллекционеру и предпринимателю Игорю Владимировичу Клименкову, проживающему и работающему тогда в США, в городе Сиэтле. Он хотел доказать: сегодня можно создавать фарфор не хуже того, что делали в XVIII – XIX веках. Важно было наладить выпуск высокохудожественных изделий, уйти от массовой продукции в область создания уникальных произведений.
Основным принципом работы должно было стать ручное производство. Осуществить подобное было возможно только с опытными мастерами-фарфористами, живописцами, скульпторами. Игорь Клименков полагал, что такие специалисты есть только в России, где сохранились традиции классического художественного образования.
Первоначально предприятие работало, повторяя опыт крупнейших фарфоровых заводов прошлого. Так появились модели фигур уличных торговцев и разносчиков по иллюстрациям к журналу «Волшебный фонарь» (1817), близкие по типажам мелкой фарфоровой пластике завода Гарднера. В мастерской были созданы великолепные, расписанные вручную, декоративные изделия для украшения интерьера, вторившие произведениям Королевской мануфактуры Севра (Франция) и Императорского фарфорового завода (Россия).
На выставке представлена ваза с удивительно тонкой живописной росписью, выполненная художниками мастерской Аллой Сбытовой и Дарьей Мошиной по картинам известного русского художника А.И. Корзухина (1835 – 1894). Панно «Цветы в вазе» Владимира Моисеенко поражает точностью воспроизведения каждого отдельного цветка в пышном натюрморте, что подчёркивает общность работы художника с произведениями ведущих фарфоровых мастерских Европы первой половины XIX века. Зрители смогут увидеть уникальные цветы, созданные Юлией Барсучихиной и Ольгой Чистяковой из нежнейшего бисквита (неглазурованного фарфора), технологически близкие к легендарному букету Петра Иванова (1806 – 1856), выполненному на Императорском фарфоровом заводе специально для Всемирной международной выставки 1851-го года в Лондоне. В творческом репертуаре мастерской - расписные пасхальные яйца и плоды-обманки из бисквита, сделанные в натуральную величину. Матовая поверхность неглазурованного фарфора усиливает чёткость рельефа и создаёт зрительную иллюзию естественности фактуры. Подобными произведениями мастерская Игоря Клименкова продолжает традиции, заложенные ещё в XVIII веке на Севрской фарфоровой мануфактуре.
Однако для настоящего художника мало повторить сделанное кем-то. Необходимо создать своё, новое. Продолжая тему жанровых сцен и городских типажей, в мастерской начали создавать изделия, посвященные советской эпохе. Источником вдохновения стали 1940-1970-е годы XX века. Подобные произведения исполнены в духе ностальгии по советскому прошлому. На выставке представлены тарелки с изображением реплик мозаик А.А. Дейнеки и А.В. Мызина, украшающие станции Московского метрополитена, а также чайные пары с городскими видами Москвы и Ленинграда 1960-х годов.
Фарфоровая пластика этого направления передает яркие воспоминания событий детства и юности. Образы, запечатленные в работах «За чтением», «Квас пьют», «Летом на даче», «Рыбий жир», «Счастье» создавались по фотографиям семейных альбомов сотрудников мастерской. Большинство скульптур, посвященных советской тематике, имеют конкретные прототипы, а некоторые стали собирательными образами. Однако эти персонажи хорошо узнаваемы и напоминают зрителю ту пору, когда страна называлась СССР. Скульптурные композиции расписаны тонко и деликатно. Каждая из них выполнена в своей цветовой гамме, нет ни одного повтора в декоре и росписи.
Благодаря мастерству и фантазии художников в фарфоре воссоздаются визуальные образы, знакомые каждому советскому человеку и обыгрывающие предметы быта того времени. В арт-объекты превращаются треугольные пакеты молока, батоны, конфеты, спичечные коробки, бумажные самолетики и кораблики, сделанные из страничек школьной тетради.
В настоящее время именно произведения с советской тематикой мастерской Игоря Клименкова пользуются наибольшим успехом у любителей и ценителей прикладного искусства.
Для усиления акцентов в росписи произведений художники применяют не только фарфоровые краски, но и краски с добавлением драгоценных металлов, таких как золото и платина. Таким способом декорированы чайные пары, продолжающие традиции агитационного фарфора, мелочница, вазы, тарелки, отдельные детали плодов-обманок и ёлочных игрушек.
Многие из представленных экспонатов специально оставлены белыми или чуть тронуты позолотой. Так ярче выявляется красота фарфора и его природа.
Изделия мастерской Игоря Клименкова приятно удивляют сочетанием ироничных, запоминающихся образов с техническим совершенством исполнения и редким вниманием к деталям. За 14 лет, с момента открытия производства, художниками и скульпторами была создана большая коллекция разнообразных произведений, не уступающих по качеству продукции известных фарфоровых заводов с многовековой историей.
Наряду с произведениями декоративно-прикладного искусства на выставке представлены образцы материалов, используемых для создания фарфоровых изделий, составы фарфоровой массы, формы для отливки скульптуры, образцы фигурок на промежуточных этапах изготовления. Особый интерес представляют фотографии, демонстрирующие отдельные процессы керамического производства и знакомящие со специалистами мастерской, художниками и скульпторами.
Живописные произведения П.В. Кузнецова, портретные композиции Н.М. Чернышёва и С.З. Гатина из коллекции Радищевского музея на выставке помогают воссоздать атмосферу советской эпохи.
Авторы: Анна Сергеевна Довгаленко; Виктория Евгеньевна Петрова.
Источник: Новости Радишевского музея
17.08.2017, четверг
Место | Время | Цена |
Радищевский музей | 12:00 ул. Радищева, 39 |