Владимир Кашкин. «Волжский свет»
С 7 июля по 9 октября 2016 года в музее-усадьбе В.Э. Борисова-Мусатова (филиал Радищевского музея на Вольской, 33) работает выставка живописи Владимира Кашкина (1904-1938) из собрания Радищевского музея. На выставке «Волжский свет» представлены около тридцати произведений 1920-х-1930-х годов, созданных в Саратове и Москве. Открытие выставки состоится 7 июля в 17:00.
В.И. Кашкин родился в 1904 году в Саратове. В 1923-м поступил в Саратовский художественный техникум, который закончил в 1927 году. Юность и студенческие годы В.И. Кашкина совпали с первым десятилетием советской власти, когда в огромной стране происходили революционные перемены. Кардинальным образом ломался и менялся весь уклад жизни, её порядок. В художественной сфере помимо неизбежных и естественных в искусстве смен стилей и направлений это было время наступления Советской идеологии, время проработочных кампаний, требований безоговорочной и преданной позиции каждого человека, каждого мастера. Но те же 1920-е годы, сопряжённые со многими бытовыми и материальными трудностями, были годами энтузиазма, творческого подъёма и стремлений. Выставки, вечера, публичные лекции, собрания и диспуты отражали кипучую деятельность, основанную на идее построения новой, лучшей жизни.
В Саратовском художественном техникуме (преемнике Боголюбовского художественного училища) преподавали такие значительные мастера как П.С. Уткин и В.М. Юстицкий. Вскоре в преподавательский состав вошли Е.В. Егоров и А.А. Сапожников. Отличительной чертой художественной школы Саратова в 1920-е годы было равноправное участие в выставках преподавателей и учеников. В 1924 году студент второго курса Владимир Кашкин экспонировал свои произведения вместе с преподавателями Юстицким, Уткиным и Белоусовым. Затем в Москве Кашкин принимает участие во 2-ой выставке общества художников «4 искусства». Общество было основано художниками, входившими ранее в знаменитые объединения «Мир искусства» и «Голубая роза». Часто бывая в Москве, Кашкин сдружился с П.В. Кузнецовым.
В 1929-1931 В.И. Кашкин преподавал в Саратовском художественном училище, был председателем Саратовского филиала Ассоциации художников революционной России. В 1931 году переезжает в Москву, поселившись вначале в пригороде Москвы Ростокино, а с 1933 года живет в Москве на Петровско-Разумовской аллее.
Кашкин частый гость в родном городе на Волге. Самыми близкими для него друзьями здесь были Петр Саввич Уткин, его дочь Шура и зять, известный скульптор Л.К. Ивановский. Дружеские отношения он поддерживал также с А.С. Сапожниковым, Б.М. Миловидовым, Г. Мельниковым. Каждая поездка в Саратов неизменно сопровождалась творческой работой. Матушка-Волга, её природа давали неисчерпаемый источник для вдохновения и создания новых произведений. В это же время художник создаёт пейзажи Москвы и её окрестностей. К сожалению, жизнь художника оказалась недолгой…В 1941 году в выставочном зале Московского отделения Союза художников состоялась посмертная выставка произведений В.И. Кашкина, где экспонировались свыше 120 работ.
В 1979 году в Саратовский художественный музей имени А.Н. Радищева были перевезены почти все сохранившиеся его картины и этюды. Большинство произведений имело значительные механические повреждения и нуждалось в серьёзной реставрации. В 1981- 83 годах ряд картин был возвращён к выставочной жизни реставратором, известным саратовским художником Владимиром Алексеевичем Соляновым. Вскоре состоялась выставка отреставрированных произведений.
Выставка произведений В.И. Кашкина в музее-усадьбе В.Э. Борисова-Мусатова не случайна. Интересен тот факт, что в 1920-х годах среди художников и преподавателей художественного училища родилось предложение открыть во флигеле В.Э. Борисова-Мусатова музей «Нового искусства имени художника В.Э. Борисова-Мусатова».
Почти столетие отделяет нас от этой идеи. Современные выставочные проекты мемориального музея В.Э. Борисова-Мусатова как бы возрождают утраченные традиции, протягивают нити преемственности между поколениями саратовских художников:
25 живописных произведений Владимира Кашкина, представленных на выставке, отражают разные направления его творчества. За свою недолгую жизнь В.И. Кашкин проделал стремительную творческую эволюцию, оставив после себя прекрасные образцы лирического пейзажа. В жизнерадостных, красочных произведениях замечательного саратовского мастера отражены колорит эпохи, приметы времени, непреходящая красота природы.
Критики 1920-х годов, современные искусствоведы единодушно отмечали колорит, особый свет, наполняющий этюды и картины художника, лиризм многих его произведений. Это не удивительно. Ученик А.И. Савинова, П.С. Уткина, В.М. Юстицкого он органично впитал в себя традиции французского импрессионизма, ощутил влияние В.Э. Борисова-Мусатова, П.В. Кузнецова.
Во многих произведениях художника слышны нотки влияния французской живописной культуры. В натюрморте «Осётры и севрюга», 1930, при помощи искромётного колористического решения переданы роскошные дары Волги, в «Голубом пейзаже», 1927, торжествует глубокий синий цвет, вызывают восторг ослепительно-белые «Яхты», 1936, отражающие особый фиолетово-синий волжский свет.
В простых деревенских пейзажах, выполненных в пленэрно-декоративной манере, «Пейзаж с курами», «На пруду», «Пейзаж с белыми домами», «Весенний пейзаж» угадывается особое лиричное настроение, созвучное с живописью П.С. Уткина. Но в произведениях В.И. Кашкина проявляется и радостное, праздничное начало жизни. В картинах присутствует красный цвет, который как бы «зажигает» полотно, заставляет его звучать ярче. Даже в этюде «Волга осенью», где при помощи изобразительных приёмов мастерски передаются хмурость, ветреность, свежесть волжского дня, горит капелька красного – флажок на буксирном пароходике.
Тема Волги – ключевая в творчестве художника. Пейзажи «На Волге», «Лодочная пристань» и другие объединяют точное композиционное решение, передающее особенности нижневолжского пейзажа: безграничность небесной и водной глади, отделённые друг от друга тонкой полоской земли, где взгляд невольно убегает за горизонт. Передний план заполняют постройки, причалы, баржи, фигурки людей, составляющие кипучую, пёструю береговую жизнь. В камерных работах «Пруд на станции Малаховка», 1936, «Купание на реке». художник подчёркивает гармонию природы и жизни людей.
Советское время требовало от художников, писателей, композиторов прямого участия в отражении меняющейся действительности. Вспомним слова Владимира Маяковского: «Я знаю, город будет, я знаю, саду цвесть, когда такие люди в стране советской есть». Существовал идеологический диктат тем, несущий, казалось бы, благую цель: отразить нарастающую мощь советского труда. Лучшие произведения того времени, посвящённые индустриализации огромной страны, обладают своей бесспорной эстетикой. Объективно, в этих полотнах художники сохранили для истории величие и трагизм эпохи, передали колоссальное напряжение человеческих сил.
Гул времени, обжигающий жар «горячего» цеха – сюжет картины В.И. Кашкина «Заводской цех». Но и здесь художник верен себе. В картине нет нарочитой бравурности и фальшивого оптимизма. Отражая рабочие заводские будни, она решена в любимом для художника цветовом решении, полном прозрачности и света, слегка декоративна.
«Ремонт буксирных пароходов»,1933, пожалуй, тоже можно отнести к теме труда и человека, однако доминанта оттенков красного цвета, композиция произведения, некоторая декоративность изображения подчеркивают преобладание живописного начала картины.
Можно предположить, что темперамент В.И. Кашкина и его мироощущение иногда счастливым образом совпадали с важными для советского искусства 1930-х годов темами. Так особенное идеололгически-мажорное звучание обрела для советской России тема спорта. И здесь в таких полотнах, как «На водном стадионе», «На водной станции» не приходится сомневаться в искренности автора, а просто стоит полюбоваться жизнеутверждающим началом этих колоритных произведений.
Лирическим восприятием мира наполнены «Пушкинская площадь. Москва», «На Сретенском бульваре», 1937, написанные художником в последний год жизни в Москве.
Выставка В.И. Кашкина «Волжский свет»– подарок для саратовцев и гостей города. Это прекрасная возможность увидеть произведения замечательного мастера саратовской школы в камерных стенах Мусатовского музея.
Автор текста: Элеонора Николаевна Белонович
Источник: Новости Радищевского музея
15.09.2016, четверг
Место | Время | Цена |
Музей-усадьба В.Э. Борисова-Мусатова | 10:00 |