"О романтической эпохе, о рыцарстве былых времен..."


(0 , голос(ов) )

Новая выставка, которую предлагает посетителям Радищевский музей, по-своему уникальна – это первое полное представление коллекции портретной миниатюры из собрания музея. Экспозиция включает более 40 работ. Она позволяет познакомиться с историей развития этого вида искусств, его основными техниками: акварелью и гуашью на пергаменте, картоне или бумаге; масляными и эмалевыми красками на металлических пластинках; специальными красками на фарфоре. Наибольшее распространение получили миниатюрные портреты, написанные акварельными и гуашевыми красками на тонких (от 0,3 до 1 мм) пластинах слоновой кости. Краски наносились на них тоненькими кисточками таким образом, что кость просвечивала сквозь мазки, а в некоторых местах оставалась нетронутой. Художники-миниатюристы использовали особую технику письма – точками и штрихами, которые, сливаясь, моделировали формы, создавали общий живописный фон портрета. Под обратную сторону пластинки иногда подкладывали серебряную или золотую фольгу для усиления теплоты или холодности тонов, в зависимости от цветовой гаммы. Чтобы предохранить слоновую кость от деформации, а краски – от осыпания, хрупкие пластинки заключали в металлические рамки под стекло.

Самые ранние миниатюры исполнены в XVII веке западноевропейскими художниками. Завершают хронологические рамки выставки работы ХХ века. Большинство представленных на выставке работ посетитель увидит впервые.

Поскольку один из вариантов происхождения термина «миниатюра» связан с названием красной краски «миниум» (minium), использовавшейся для создания иллюстраций в средневековых рукописях, на выставке представлены также книги из Фонда Редкой книги библиотеки музея.

Классическим примером портретной миниатюры, соединившей в себе все характерные черты этого вида искусств можно назвать «Портрет графа Алексея Григорьевича Разумовского». Имя этого человека – одно из самых известных в русской истории XVIII века. Сын малороссийского казака, ставший затем фаворитом, а по мнению некоторых мемуаристов – даже тайным супругом, императрицы Елизаветы Петровны. Никаких документальных подтверждений этого. Но миниатюра, популярным в XVIII веке языком аллегорий и иносказаний, поддерживает интригу тайного любовного союза. Золотая рамка портрета украшена локоном волос императрицы Елизаветы. Тем самым, медальон словно бы соединяет в себе образы двух людей – графа Алексея Разумовского, изображение которого дано открыто, и его возлюбленной, которую олицетворял локон волос.

Без преувеличения можно назвать уникальными два миниатюрных портрета Варфоломея Филипповича Боголюбова, принадлежавшего к кругу людей, близко знакомых с А.С. Пушкиным. В 1832–1833 годах один из друзей поэта, актер и писатель Н.И. Куликов, даже упрекал А.С. Пушкина, что он «никого, кроме Боголюбова, не принимает». О существовании других портретов этого человека на настоящий момент не известно.

С появлением в середине XIX века фотографии, искусство портретной миниатюры начинает постепенно угасать. В начале ХХ века попытку возродить искусство портретной миниатюры предприняли художники, принадлежавшие к знаменитому объединению «Мир Искусства». К числу таких работ относится «Портрет Ю. А. Савельевой», исполненный Федором Ивановичем Захаровым в 1923 году. Эта миниатюра стала, судя по-всему, одной из последних работ художника в России. В том же 1923 году, в составе оргкомитета выставки Русского искусства в Америке, он навсегда покинул Родину.

Открытием для посетителей выставки, безусловно, станет и ранее не выставлявшийся «Портрет Павла Петровича Бажова», автора знаменитой «Малахитовой шкатулки». Миниатюра была исполнена киевской художницей Верой Сергеевной Трофименко в 1949 году, к празднованию 70-летия писателя.

В самом начале ХХ века Н.Н. Врангель с грустью и нежностью писал о портретной миниатюре – «...вот искусство, которое все в прошлом, вместе с которым навсегда ушло понимание интимного, нежного и изысканного». Новая выставка Радищевского музея приглашает посетителей почувствовать магическое очарование этих маленьких вещей, в которых, как в зеркале отразилась жизнь прошлых лет, нравы, вкусы и обычаи русского общества XVIII и XIX столетий.

Каждые субботу и воскресенье в 14:00 проводятся экскурсии по выставке.

Автор текста: Мария Викторовна Щетина

Источник: новости Радищевского музея

20.03.2014, четверг

Место Время Цена
Радищевский музей 12:00     ул. Радищева, 39    
30/70        
Показать расписание до конца недели

Вечеринки. Скоро в Саратове

"Why Not..."
"Why Not..."
(c 21.03.2014)
"НеФормат"
"НеФормат"
(c 21.03.2014)
Goodbye Winter
Goodbye Winter
(c 21.03.2014)
"Girls Attack"
"Girls Attack"
(c 22.03.2014)
Candy Party
Candy Party
(c 22.03.2014)
Cat`s Party
Cat`s Party
(c 22.03.2014)
Daiquiri Party
Daiquiri Party
(c 22.03.2014)
DJ Battle
DJ Battle
(c 22.03.2014)
Karaoke party
Karaoke party
(c 22.03.2014)
Monsters Party
Monsters Party
(c 22.03.2014)
Qosmos Showcase
Qosmos Showcase
(c 22.03.2014)
Saturday Mix
Saturday Mix
(c 22.03.2014)
"Kvartirnik"
"Kvartirnik"
(c 27.03.2014)
"Vesna"
"Vesna"
(c 28.03.2014)
Earth Hour
Earth Hour
(c 28.03.2014)

Мы в Контакте

Расширения для Joomla