"Смена мировоззренческой парадигмы: от реализма к модернизму"


(0 , голос(ов) )

В Государственном музее К.А. Федина состоится круглый стол "Смена мировоззренческой парадигмы: от реализма к модернизму" в рамках проекта "Диалоги о русской культуре".


Круглый стол посвящён одному из самых ярких периодов отечественной и мировой культуры, наступившему после "периода упадка". По определению Н.А. Бердяева, расцвет нового искусства знаменовал также невиданный кризис искусства в тысячелетних его основах: "Никогда ещё так остро не стояла проблема отношения искусства и жизни, творчества и бытия, никогда ещё не было такой жажды перейти от творчества произведений искусства к творчеству самой жизни, новой жизни <…> Человек последнего творческого дня хочет сотворить ещё никогда не бывшее и в своем творческом исступлении переступает все пределы и все границы". Ускорение и активизация всех жизненных процессов и явлений, "революция духа", о которой писал А. Блок, способствовали изменению сознания и породили невиданные культурные перемены в жизни России.

Основные тезисы круглого стола:

  • Духовные истоки Серебряного века.
  • Осмысление рубежа XIX–XX вв. как глобального события, изменившего сознание человечества: "Весьма вероятно, что наше время великое и что именно мы стоим в центре жизни, т.е. в том месте, где сходятся все духовные нити, куда доходят все звуки" (А. Блок).
  • Новые технические и научные открытия (появление телеграфа, телефона, открытие рентгена, делимости атома, радиации, рентгеновских лучей, создание квантовой теории и теории относительности) и их связь с изменениями в ментальности общества.
  • Развитие русской религиозной философской мысли, ее влияние на культурную жизнь России.
  • Психология художественного творчества; основные черты творческой личности данного периода.
  • "Революция духа" и эпоха переходного периода; обращенность к онтологическим вопросам: "Только об этом думает Бог: О человеке. Любви. И смерти" (З. Гиппиус); апокалиптические предчувствия.
  • Характерные черты эпохи: кризис искусства и зарождение нового художественного языка: от реализма к модернизму.
  • Переоценка оппозиций: Искусство – Жизнь, Искусство – Природа. "Жизнь подражает Искусству куда более, чем Искусство Природе" (О. Уайльд).

17.04.2014, четверг

Место Время Цена
Государственный музей К.А. Федина 17:00