"Берега" – Н. Чечнева


(1 , голос )

Выставка "Берега" объединяет живописные произведения из мастерской художницы и собрания Радищевского, написанные в основном в 1990-е – 2000-е годы, с редкими вкраплениями работ 1970-х годов. Творчество Натальи Чечневой продолжает традиции русского импрессионизма с характерным для него тяготением скорее к натурному этюду, нежели к сочинению композиции, а также к «малым жанрам» – пейзажу и натюрморту.

Название для выставки было выбрано не случайно: в пейзажной части экспозиции преобладают виды волжских берегов, островов, проток и заливов. Причем по тому, как они изображаются, становится совершенно очевидно, что берега важны лишь постольку, поскольку позволяют соприкоснуться с водной стихией меж ними заключенной. Вода так или иначе присутствует практически во всех работах Натальи Чечневой. Вероятно, пристрастием именно к этой стихии можно объяснить и то обстоятельство, что художницу привлекают прежде всего «переходные» сезоны – ранняя весна и дождливая осень, когда не только волжские ландшафты, но и городские, буквально пропитываются влагой, и в нашем городе иногда настолько, что улицы превращаются в реки, а тротуары в берега ("Весеннее солнце", 2012; "Весна в Саратове", 2005). Зоркость пленэрного видения в сочетании с колористическим мастерством позволяют Наталье Чечневой запечатлевать тончайшие нюансы подобных состояний природы.

Излюбленные мотивы, к которым художница постоянно возвращается, всякий раз предстают перед нами разными, преображенными благодаря изменениям состояния свето-воздушной среды: старый дебаркадер в протоке у энгельсского берега, ледоход, затопленные весенним половодьем деревья, Змеёвы горы, саратовский Затон, вид из окна мастерской на город и Покровский собор – сначала белый с голубыми куполами, потом красный с золотыми. Целая серия пейзажей посвящена Троицкому собору – то он изображается под лучами ослепительно-яркого весеннего солнца, то в серебристом свете дождливого весеннего дня, то в золотистом ореоле осенней листвы.

Характерной особенностью творческой манеры Натальи Чечневой является камерность пейзажного виденья. Даже там, где взгляд, казалось бы, охватывает широкое пространство, важнее далеких далей оказывается передний план изображения, то, что рядом, до чего можно дотянуться, и потому ощущение близкого интимно-лирического контакта с пейзажным мотивом зачастую берет верх над панорамностью и монументальностью ("Осень", 2004; "Осенний день", 2012; "Над Волгой", 2013). Так, в работе "Волга. Змеёвы горы" (2000), написанной с явным "картинным" прицелом, стремление как можно более достоверно передать впечатление от яркого дня конца лета – с еще горячим солнцем и уже по-осеннему холодным шквалистым ветром, который быстро гонит по небу облака и вздыбливает поверхность воды, делая ее темно-свинцовой – приводит к тому, что содержащаяся в самом мотиве монументальность не акцентируется, остается как будто недопроявленной.

Интересно, что тот же принцип соединения значимого, проработанного переднего плана и широкой перспективной распахнутости Наталья Чечнева применяет и в натюрмортах, где фоном как правило служат не привычные складки драпировок или интерьеры, а все те же пленэрные, полные света и воздуха волжские пейзажи ("Натюрморт с арбузом", 2003; "В разгаре лета", 2008; "Цветы на солнце", 2012). Исключением является работа "Вечер за окном" (2012), в которой букет сухих цветов вписан в интерьер мастерской, но так, что фоном и здесь оказывается пейзаж – вид на заснеженные деревянные домики старого Саратова. Художница великолепно решает сложную колористическую задачу – передать сочетание теплого желтоватого электрического освещения внутри мастерской с холодным заоконным светом угасающего дня – и позволяет ощутить то особое чувство домашнего зимнего уюта, которое знакомо каждому.

Принципиальная ориентация Натальи Чечневой на камерность, этюдность живописного высказывания не предполагает углубления в тяжеловесное теоретизирование. Образы, создаваемые художницей, отражают простую жизненную философию гармоничной соразмерности человека и природы, мудрое приятие «любого времени года», умение радоваться самым обычным вещам – солнечному свету, морозному воздуху, последним цветам осени, первой едва пробивающейся зелени на деревьях.

Наталья Александровна Чечнева родилась в 1935 году в Саратове.

Училась на живописно-­педагогическом отделении Саратовского художественного училища (1954–1959) у В.А. Конягина, Н.В. Бобоховой, Е.И. Макаровой, В.Ф. Гурова, В.К. Данилова, А.Г. Илюшкина. Работала художником в Саратовском ТЮЗе (1959–1960); художником по стеклу на Саратовском заводе технического стекла (1960–1961), в Саратовском отделении Художественного фонда (1962–1990). Преподавала в СХУ (1976–1986). Участница городских, областных, зональных, республиканских, всесоюзных, международных выставок с 1961. Персональные выставки: 1990 (Лысые горы, Саратовская обл.), 1990, 2004, 2005, 2006, 2009 (Саратов), 2007 (Энгельс). Член Союза художников с 1968. Заслуженный художник России с 2004.

Автор текста: Беляева Галина Анатольевна

Источник: Новости Радищевского музея

12.02.2014, среда

Место Время Цена
Радищевский музей 10:00     Первомайская, 75    
30/50        
Показать расписание до конца недели