«Сальто-мортале с подкидной доски»


(0 , голос(ов) )

С 19 апреля по 10 мая в Доме Павла Кузнецова работает выставка «Сальто-мортале с подкидной доски» Александра и Ольги Флоренских (г. Санкт-Петербург). В экспозиции представлены эскизы иллюстраций А. Флоренского к книге Р. Погодина «Земля имеет форму репы», а также коллажи О. и А. Флоренских, несколько живописных работ. Всего на выставке представлено около 100 работ.

«Дорогой среднешкольник!

Сказки в этой книжке расположены как в арифметике – от простого к сложному. Следующая сказка «Где ты, где ты, где ты?» самая из всех сказок простая. Но! Осилив книгу, ты возвратись к ней, потому как сказано: "только поняв сложное, сделай попытку понять простое". Может, тебе будет весело, может, тебе будет грустно – главное, не торопись, тогда твоё чтение тебе и пользу принесёт. Желаю успеха».
Так Радий Погодин – детский писатель, мудрец и философ – начинает свою удивительную книгу с парадоксальным названием «Земля имеет форму репы». Книгу сказок, написанных с наивной детской простотой и взрослой серьёзностью для совсем больших и пока ещё совсем маленьких.

Выставка в Доме Павла Кузнецова названа по одной из этих сказок, необыкновенно – «Сальто-мортале с подкидной доски». Как и сама книга, выставка ждёт теперешних детей (в том числе «среднешкольников»!), и детей уже давно выросших, но не растерявших чистоту и свежесть юного мироощущения.

На ближайшее время Дом-музей наполнится яркими, добрыми, трогательно-наивными образами персонажей погодинских сказок – льва Альваро, пионер-вожатой Лоры, жеребёнка Миши и его друга мышонка-художника Терентия, а также влюблённого змия, крылатого, трёхголового, огнедышащего, и многих других. Все они нарисованы как будто детской рукой замечательного соавтора книги (а как ещё можно назвать классного иллюстратора?!) – художника Александра Флоренского. Одного из самых известных «митьков» – участников культовой питерской художественной группы. В его оформлении книга выдержала уже два издания: в далёком 1989-ом и недавнем 2015 году.

Эскизы иллюстраций, вошедших и не вошедших в книгу, были щедро подарены автором Радищевскому музею ещё в 2001 году. А с ними – немалое число графических листов и несколько живописных работ самого Александра и его жены художницы Ольги Флоренской.

Зрители увидят графику – книжную и станковую, оригинальную и печатную, и картины, выполненные замечательной семейной парой в 1980 – 1990-е годы. Иллюстрации Ольги Флоренской к очень разной поэзии: «Карта Нила» певца «серебряного века» Николая Гумилёва, «Человек в корыте мыл ноги» андерграундного товарища «митьков» Олега Григорьева, «Трамваю нужен парк» детской поэтессы Валерии Янис. Путевые зарисовки разных жанров – пейзажи, портреты и натюрморты, привезённые из Лондона и с острова Сардинии, из Судака и Ялты, Нарвы и Ферапонтово. Забавные эскизы надувных резиновых детских игрушек и картонной коробки для набора цветной бумаги «Сделай сам».

Многие работы А. и О. Флоренских выполнены в технике коллажа из цветной бумаги и фольги, как будто хранившихся в таких же нехитрых наборах «Сделай сам». В этих листах соединяются полученные каждым из нас навыки детской аппликации и сложного декоративного искусства декупажа, одним из корифеев которого был Анри Матисс. Бросающаяся в глаза рукотворность и доступность исполнения этих работ заставляют серьёзно задуматься об обманчивой простоте художественных приёмов, которыми так легко жонглируют талантливые авторы (настоящее сальто-мортале!). И снова на память приходят слова, обращённые Радием Погодиным к своим читателям. Ведь многозначный путь «от сложного к простому», а, может быть, даже «от весёлого к грустному», мы проделываем и с работами Флоренских.

Осилив выставку, ты возвратись к ней, потому как сказано: «только поняв сложное, сделай попытку понять простое». Может, тебе будет весело, может, тебе будет грустно – главное, не торопись, тогда твоё смотрение тебе и пользу принесёт.

Справка.

Художники родились в 1960 в Ленинграде. Выпускники отделения керамики Ленинградского высшего художественно­-промышленного училища имени В.И. Мухиной, ныне академии имени А.Л. Штиглица (1982). В середине 1980-х – одни из организаторов группы художников «Митьки». Члены Санкт­-Петербургского Союза художников (с 1988 и 1989). Организаторы и кураторы многих крупномасштабных выставочных и издательских проектов, в том числе совместных, связанных с современным искусством. Среди них: книгоиздательство «Митькилибрис» (1994), галерея «Митьки­Вхутемас» в СПб (1997 – 2005), «Общество любителей живописи и рисования» (2004), студия ручной шелкографской печати «Б&Ф» (2008), отдел современного искусства Государственного музея «Царскосельская коллекция» (2006 – 2008) и мн. др.

Автор текста: Боровская Марина Игоревна – заведующий сектором .

Источник: Новости Радищевского музея

10.05.2016, вторник

Место Время Цена
Дом-музей Павла Кузнецова 10:00