"Гальера"


(0 , голос(ов) )

В сентябре 2008 года на сцене Саратовского ТЮЗа Киселева состоялась премьера спектакля М. Бартенева "Гальера". Режиссёр - А. Праудин, художник - А. Шубин, художник по свету - А. Панасюк, хормейстер - Н. Голубева, постановщик пластических номеров - А. Фёдоров.

Лауреат почетной премии Международной ассоциации театров для детей и молодежи (АССИТЕЖ) «За вклад в развитие детского театра», лауреат конкурса на лучшую пьесу для детей журнала «Современная драматургия», член Союза писателей и Союза театральных деятелей России драматург, сценарист Михаил Бартенев специально для нашего театра написал оригинальную пьесу «Гальера» по произведениям прославленного колумбийского писателя Габриэля Гарсиа Маркеса.

«Гальера» — произведение об одиночестве и о стоическом противостоянии человека абсурдности бытия, нищете, голоду и немощи, бюрократическому равнодушию, о непоколебимой вере человека в торжество справедливости.    

Спектакль «Гальера» в жанре колумбийской притчи поставил в нашем театре один из интереснейших театральных режиссёров - Анатолий  Праудин (г. Санкт-Петербург, лауреат Государственной премии РФ. Художник-постановщик - заслуженный художник России Анатолий Шубин (г. Екатеринбург).

Прежде чем приступить к работе над спектаклем, для усиления художественной достоверности написания драматургического материала, группа создателей спектакля, включая режиссёра, сценариста, художников и актеров, выезжали на родину Маркеса, чтобы ощутить её своеобразие, национальный колорит, повседневный быт и нравы колумбийцев. Для справки: гальера — типичное сооружение цилиндрической формы, в котором проводятся петушиные бои. Пребывание в атмосфере событий великого произведения – лучший путь к тому, чтобы Маркес на русской сцене прозвучал как можно ярче.

Пьеса основана на повести «Полковнику никто не пишет», написанной Габриелем Гарсия Маркесом в период с 1956-1957 гг. и впервые опубликованной в 1961 г. Действие повести происходит во времена La Violencia (дословно «Жестокость») термин, употребляемый для обозначения периода гражданского конфликта в различных регионах Колумбии между либералами и консерваторами, имевшего место с 1948  по 1958 годы.

У главных героев повести нет имен, что акцентирует внимание на незначительности роли личности в тот период времени в Колумбии. Спектакль открывается сценой гальеры (петушиных боев), в которой задаются все взаимоотношения между героями спектакля (Дон Сабос, жена дона Сабоса, Алькальд, доктор, адвокат, вдовы, остальные жители города). Сцена символична, так как она раскрывает убийство сына полковника.

Далее следует сцена похорон городского музыканта, которая очень важна так, как эта сцена раскрывает конфликт взаимоотношений между местными жителями и режимом. Большую смысловую нагрузку в спектакле несут сцены снов полковника, в которых раскрывается трагедийность событий происходящих с полковником после капитуляции. По замыслу режиссера сын, петух и молодой полковник, который пробираясь сквозь болота несет казну повстанцев, –  это один персонаж, который символизирует  для главного героя  и надежды, и сомнения, и воспоминания, и тревоги. Несмотря на все свои усилия, молодой полковник опаздывает и не успевает доставить казну до подписания «неирладского» соглашения, тем самым, становясь косвенной причиной установившегося режима.

Полковник и его супруга абсолютно одинокие люди, оставшиеся без средств к существованию, так как полковнику так и не оформили положенную пенсию, по причине смены власти, их сын убит Алькальдом якобы по причине распространения листовок против режима. Единственный способ существования – продажа вещей сына. Одна из надежд хоть как-то спасти положение -  выручка от петушиных боев, которые должны состояться через год. Именно поэтому полковник так трепетно лелеет петуха своего сына, который, по сути, является единственным напоминанием о нем. Полковник не может ни убить, ни продать его. Петух также выступает неким символом противоборства с устоявшимся режимом. На протяжении всего действия полковник постоянно ждет известия с материка об утверждении решения выдачи пенсии, которое так и не приходит. Полковник постоянно находит для себя различные оправдания, почему ему так и не присуждают пенсию.

Все в городе находясь под давлением  режима, капитулировали в том или ином смысле, на психологическом или материальном уровне. Единственный человек, который сохранил свое человеческое, моральное достоинство – полковник, которому так никто и не написал. Таким образом, полковник остается одиноким среди людей, единственным, кто не капитулирует перед режимом.

Источник: сайт ТЮЗа им. Киселёва (www.tuz-saratov.ru/)

18.03.2012, воскресенье

Место Время Цена
ТЮЗ имени Ю.П. Киселёва 18:00     Большая сцена