«Шум времени»
В Доме-музее Павла Кузнецова, филиале Радищевского музея, с 25 июня по 26 июля 2015 года работает выставка «Шум времени», на которой представлена современная российская живопись из музея современного искусства «Эрарта» (Санкт-Петербург).
Эрарта – крупнейший в России и в восточной Европе негосударственный музей современного искусства. По своей структуре, системе ценностей, коллекции и стратегии Эрарта не дублирует, а дополняет другие музеи и институции этой сферы, например, Московский музей современного искусства или Государственный центр современного искусства. Современная российская живопись – одна из приоритетных тем в деятельности Эрарты, что очень важно, поскольку сейчас даже в Государственной Третьяковской галерее нет отдела современной живописи, есть только отдел новейших течений и отдел живописи ХХ века. Эрарта, работающая несколько лет, а три с половиной года назад открывшаяся в отдельном, специально оборудованном, пятиэтажном здании как публичный музей - активно, по всей стране, собирает общероссийскую коллекцию живописи.
В коллекции Эрарты более двух тысяч произведений. Это не только работы петербургских художников, но и работы художников из российских регионов - Новосибирска, Иркутска, Самары, Ставрополя, Перми, Уфы, Вологды, Архангельска, Петрозаводска, Краснодара, Липецка и прочих. В настоящее время в коллекции музея – произведения художников из 26 городов России, и процесс идет. Осуществляется долгосрочная программа «Россия в Эрарте», не имеющая аналогов в стране. Специалисты музея планово посещают регионы страны, отсматривая материал и отбирая работы талантливых художников. Отдельным регионам, где наблюдается активность художественной жизни и есть институции - партнеры, предоставляется право проведения выставки в Петербурге. Уже прошли выставки из Самары, Перми, Новосибирска, Уфы, Краснодара, Иркутска, Омска, Красноярска. Оказалось, что это были первые комплексные показы искусства этих городов в северной столице. Выставки продемонстрировали, что в регионах России живут и работают талантливые современные художники, одни из них продолжают живописные традиции ХХ века, другие - реализуются в сфере актуального искусства, дополняя друг друга, они дают представление о многообразии художественной жизни.
Другой, не менее важной частью программы «Россия в Эрарте» является показ выставок из коллекции музея в российских регионах. Выставка «Современная российская живопись» из коллекции Эрарты уже была показана, начиная с 2012 года в Новосибирске, Перми, Ханты-Мансийске, Сургуте, Красноярске, Иркутске, Уфе, Челябинске, Екатеринбурге, Алматы, Астане, Липецке. Теперь она развернута в филиале Саратовского Радищевского музея — Доме Павла Кузнецова.
Выставка не ставит перед собой задачу обзора всей современной российской живописи, а представляет коллекцию Эрарты и основные направления её развития. В структурном и тематическом отношениях выставка делится на ряд условных подразделов – «идентификация», «новая серьезность», «тотальная живопись», «экспрессионизм».
В разделе «Идентификация» сосредоточены работы известных художников, своего рода сегодняшних классиков Петербурга, легшие в основу формирования коллекции. Экспрессионизм в различных вариациях давно и устойчиво присутствует в художественной жизни города, чем и обусловлено присутствие одноименного раздела на выставке. За десятилетия существования ленинградско-петербургский экспрессионизм обрел собственные черты, пережил эпоху, трансформировался в романтический пейзаж «Безнадежных живописцев», сросся с наивным искусством, выпал из мирового времени, стал оригинальным и характерным явлением, репрезентирующим город, и явно заслуживает особого внимания. Раздел «Новая серьезность» включает работы молодых и не очень молодых художников, отражает действительно новую тенденцию возвращения искусства из условной игровой сферы в пространство социальной ответственности, этической и экологической проблематики. Раздел под условным названием «Тотальная живопись» представляет скорее не живопись в традиционном смысле, не отдельные самодостаточные предметы для эстетического созерцания, а живописные объекты, порой многочастные, с четко артикулированным социальным месседжем.
Выставка, таким образом, стилистически и содержательно довольно разнообразна и демонстрирует современную живопись в широком спектре проявлений.
В состав выставки включены более 60 работ (включая триптихи) двадцати шести художников, причем картины - не только отобранные в фондохранилище музея, но и взятые из постоянной экспозиции. Основу выставки составляет петербургская живопись. Это в первую очередь знаковые для Петербурга и Эрарты имена, получившие известность за последние двадцать-тридцать лет: Валерий Лукка, Феликс Волосенков, Елена Фигурина, Анаталий Заславский, Николай Сажин. В состав выставки также включены работы героев ленинградского андеграунда – Владимира Овчинникова, Владлена Гаврильчика, Анатолия Басина, вошедших в культурную историю и мифологию города. В. Овчинников вместе с М. Шемякиным был одним из участников «Выставки художников-рабочих хозяйственной части Эрмитажа. Навстречу 200-летию Эрмитажа» в 1964, вошедшую в историю как «бунт такелажников» (выставка была закрыта и директор Эрмитажа – М. И. Артамонов снят со своей должности), позднее - одним из столпов «газаневской культуры», одним из организаторов легендарных выставок в ДК «Газа» в 1974 году и в ДК «Невский» в 1975 году. Ныне его работы - в коллекциях Эрмитажа, Русского музея, Метрополитен музея и других. Саратовские зрители впервые увидят их работы.
Анатолий Басин – единственный в коллекции Эрарты представитель школы О. Сидлина, а затем - группы «Алеф», участник и историограф нонконформистских выставок, сторонник сдержанной цветовой гаммы, плоскостной живописи с лаконичным линеарным началом. Он пишет о своем кредо: «Я воспитан был Веласкесом: живопись — это краска на плоскости. Я могу плоскость настроить внятными линией, цветом, пятном. Моя задача обозначить палитру Делакруа, тогда каждый цвет выделится, нальётся смыслом. Если палитра возникла — всё: я — талант, я — живописец. Если этого нет — я лезу не в свои дела». Что ж, у зрителя будет возможность вынести суждение - своим ли делом занимается 77-летний художник. Русский музей и Эрарта свое суждение вынесли, приобретя его работы.
«Мои друзья – герои мифов, бродяги, пьяницы и воры», – писал 1950-е годы андеграундный поэт Роальд Мандельштам, имея ввиду своих друзей – художников Арефьевского круга, любивших Рембо и Верлена. Формула неприкаянного поэта все же меняется. Боб Кошелохов, хоть и не пьяница и вор, но бродяга, кофеман и уж точно- герой мифов. Боб Кошелохов – художник, пробужденный «газоневской культурой», организовал в 1977 группу художников-нонконформистов «Летопись», (в которой формировались Е. Фигурина, Т. Новиков, И.Сотников и другие звезды питерской арт-сцены). На основе круга художников группы «Летопись» в 1982 возникли «Новые художники», ставшие основным художественным событием 1980-х. Трудно переоценить значение творчества и личности Кошелохова в формировании неофициальной культуры Питера конца прошлого века, но и сейчас, он - не живой музейный экспонат Пушкинской-10, а работающий, на редкость продуктивный художник, носитель узнаваемого индивидуального стиля, сочетающий элементы экспрессионизма и примитивизма, уходящий в работу, как иные уходят в запой. В этом году состоялись две музейные персональные выставки художника – в Новом музее (совместно с галереей Анна Нова) и в Музее нонконформистского искусства.
Степень информированности россиян о петербургском искусстве относительна. Если работы В. Михайлова, Ф. Волосенкова, В. Лукки, Н. Сажина, составляющие основу раздела «идентификация» – иногда экспонируются в разных городах России, а отдельные из них представлены в региональных музейных коллекциях то, например, работы Е. Фигуриной никогда не экспонировались на Урале.
Елена Фигурина – уникальный художник с пронзительной экзистенциальной интонацией. У неё неповторимый, сразу узнаваемый (на протяжении многих лет) личный стиль, соединяющий черты наивного искусства и экспрессионизма с удивительным чувством цвета и щемящей созерцательностью. Фигурина - художник от бога, пишущая трагическое одиночество души, увиденное в антропоморфной и иных формах, часто в позе предстояния. Её живописи и малой пластике посвящен отдельный зал экспозиции Эрарты. Елена Фигурина представлена также в коллекциях Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи и других собраниях. На выставке работы Е. Фигуриной и А. Заславского составляют основу раздела «экспрессионизм».
В зале «новой серьезности» доминируют работы краснодарского художника Владимира Мигачева, петербуржца Виталия Пушницкого и молодого художника Ильи Гапонова из группы «Непокоренные». Приехавший из Сибири, из Кемерово, Гапонов вскоре после окончания Академии им. Штиглица («Мухи») и института «Pro arte » заявил о себе «Шахтерской серией», написанной кузбасслаком, как многообещающий и значительный художник, со своей темой, техникой и концепцией творчества, возвращающей к традиционным гуманистическим ценностям.
К поколению молодых художников относится и Александр Дашевский, известный также как куратор и арт-критик. Дашевский умеет превращать живопись в объект и объект в живопись, но на этой выставке он представлен как живописец. Его работы из серии «Окна» свидетельствуют о том, что вкус к живописи не исчез среди молодых петербургских художников.
Декоративные работы, словно посвященные Малевичу и зайцам липецкого художника и «книгопродавца» Юрия Татьянина, лихо соединяют элементы постмодерна с фольклорной праздничной интонацией. Этот русский народный концептуализм, эта безудержная веселость будто бы наивной живописи липецкого интеллектуала бодрят, как таблетки от депрессии. Неудивительно, что работы Татьянина приобретены во многие государственные и частные коллекции, включая Московский музей современного искусства. «Тотальная живопись» Татьянина представлена в постоянной экспозиции Эрарты.
Распределение художников на разделы не носит абсолютного характера, а сами разделы являются скорее ракурсами репрезентации. Не все авторы вписывается в предложенную структуру, а их работы представляют собой самодостаточные визуальные факты. Рекомендуемый способ восприятия выставки феноменологический, предполагающий ценность каждой отдельной работы.
Многообразие представленного материала передает тот «шум времени», в который все мы в той или иной степени погружены.
Источник: Новости Радищевского музея
02.07.2015, четверг
Место | Время | Цена |
Дом-музей Павла Кузнецова | 10:00 | 30/100 |