Андрей Ванин – «Рыба»


(1 , голос )

На юбилейной выставке произведений Андрея Ванина представлены композиции, созданные в последние несколько лет, большинство из которых зрители увидят впервые. Название выставки – «Рыба», на первый взгляд, может показаться неожиданным. Но, если задуматься, то оно совсем не случайно.

С одной стороны, центральная работа в экспозиции – арт-объект «Рыба» и дала название всему проекту. Но, с другой, «рыба», 0как образ очень близок художнику. И биографически: Андрей живет на Волге и еще в детстве, мальчишкой, любил нырять с тринадцатиметровой дамбы в воду, погружаясь в глубину реки. И в творчестве – смещая взгляд с поверхности предметов в их сокровенные глубины, он, смело вторгается «внутрь человека», в тайны подсознания, претворяя свое видение в повышенно-экспрессивные, душевно-напряженные знаковые конструкции.

Попытаемся определить корневую систему творчества художника, глубину ее погружения в «культурный слой». На разных этапах пути, Андрей находился под сильным впечатлением от искусства архаики и древнерусской иконописи, европейского модернизма, русского авангарда и московского нонконформизма. Назовем лишь нескольких из культурных героев художника – это Пабло Пикассо и Хоан Миро, Жан Дюбюффе и Руфино Тамайо, Павел Филонов, Михаил Шемякин и Владимир Немухин. Впечатления от увиденного и осмысленного переплавлялись, наслаиваясь на собственную оптику, усиливая и акцентируя то, что было созвучно и близко самому мастеру. В процессе многолетней работы вырабатывался авторский стиль, который узнается сразу и безошибочно, действует сильно и «остро», благодаря мощному импульсу, исходящему от соприкосновения с закодированным, фантасмагорическим миром его искусства, заставляющим испытывать целый спектр различных эмоций.

Отвергая традиционные принципы изобразительности, покоящиеся на различных формах имитации реальности, Андрей Ванин, ориентируясь на символистский опыт, ищет скрытый смысл вещей, создавая систему художественных иносказаний. Не будет преувеличением сказать, что «материалом» творчества является само состояние сознания. Тематика картин Андрея достаточно сложная, в ней много мифологических шифров и символов. Художника волнуют вечные, экзистенциальные проблемы: поиски смысла человеческого бытия, индивидуальные переживания таких состояний, как любовь, отчаяние, одиночество, надежда. Он изображает людей, события, явления не такими, как они представлены «снаружи», а своего рода их «внутренние пиктограммы»; проявляет-выявляет невидимое, сверхчувственное – идеи, метареальность, архетипы. В композициях автора элементы реальности перемешаны с представлениями, воспоминаниями, ассоциациями, с фрагментами, рожденными фантазией, взглядом в сокровенные глубины своего «я». Словно освобожденная, подвижная субстанция подсознания трансформируется в образы-знаки, которые строят пространство разыгрываемой пантомимой. Это некие условные «маски масок», знаки людей и жестов, не претендующие на сходство с людьми, но способные со всей отчаянной правдой изображать их. Создавая мифологию душевной жизни, не предметы и их осколки, не фрагменты материализованных мыслей занимают художника, но потаенные связи, поля напряжения, образующиеся меж ними.

Андрей Ванин – художник эмоционально-интуитивный. В основе создания произведения лежит спонтанный жест, в который не заложена изначальная идея. Работая инстинктивно, следуя за потребностью творить, выражать себя, он не испытывает страха перед изменением или разрушением образа, поскольку картина живет своей собственной жизнью. Андрей просто помогает ей «выйти наружу». На этом этапе – побеждает стихия цвета. Прекрасный колорист, обладающий врожденным чувством цвета, он работает красочными пятнами и плоскостями, организуя их на плоскости и расставляя акценты. Чуть позже, когда образ проявлен, продолжается сложный, длительный многослойный процесс. На красочную поверхность наносятся тонкие контуры изображений, выстраиваются линейные ритмы, начинается тонкая, филигранная работа с фактурой. Тщательнейшим образом прорабатывается каждый сантиметр плоскости, делая саму живописную поверхность самоценной и автономной. Любое прикосновение кисти, фактура обретают собственное значение, параллельное сюжету и почти независимое от него.

Андрей Ванин – художник большой живописной культуры, в экспрессивных и эмоциональных произведениях которого неизменно соблюдено чувство меры и вкуса. В его напряженном, сложном искусстве всегда остается зашифрованное пространство. И оно не открывается навстречу всем зрителям, но сохраняет способность вести диалог с каждым в отдельности.

Автор текста: Дорогина Елена Алексеевна.

Источник: Новости Радищевского музея

16.08.2019, пятница

Место Время Цена
Радищевский музей 12:00     ул. Радищева, 41    
Показать расписание до конца недели

Мы в Контакте

Расширения для Joomla