"Петербургские витражи"


(1 , голос )

Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева совместно с Елагиноостровским дворцом-музеем (г. Санкт-Петербург) представляет уникальную выставку "Петербургские витражи".

Состав выставки – 114 витражей конца XX – начала XXI века из коллекций Санкт-Петербургского, Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной Академии имени А.Л. Штиглица, Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. В связи со сложностями при монтаже и демонтаже экспонаты редко покидают хранение, что ещё больше повышает ценность выставки. Экспонаты в таком составе были представлены в 2013 году в Елагиноостровском дворце-музее. С 25 апреля по 29 июня 2014 года выставку "Петербургские витражи" можно будет увидеть в Саратове.

Выставка рассказывает о современной петербургской школе витража, которая представлена традициями двух высших учебных заведений города – Художественно-промышленной Академии им. А.Л. Штиглица и Академическим институтом живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Эти две школы дополняют друг друга и в своем единстве представляют разноликую традицию петербургского витража. Ведущие петербургские художники, как правило, выпускники Академии художеств и Академии им. А.Л. Штиглица, демонстрируют в своих авторских работах богатую палитру современного витража, разнообразием стилей и сюжетов, техник исполнения и колористических решений. Представляют свои произведения: Н. Гончарова, В. Лебедев, А. Яковлев, Е. Панкратова, Е. Быстров, Е. Дутова, Н. Энтелис, И. Борисов, Е. Иванова, С. Мурашкевич, И. Суворова, В. Маковецкий, Е. Лаврищева, О. Ильина, Р. Бирюкова, П. Бирюков и другие петербургские художники.

Исполнению витражей в материале предваряет выполнение проектных рисунков, картонов и графических листов в натуральную величину. На выставке впервые будут представлены картоны, выполненные для общественных интерьеров, храмов и частных домов Санкт-Петербурга. В их числе – картон А. Натаревича для витражного плафона в центре "Олимпия", картоны, выполненные для реставрации витражей Англиканской церкви, Знаменской церкви в Пушкине (творческая мастерская С. Хвалова и Н. Гончаровой), картоны для оформления станций Санкт-Петербургского метрополитена, картоны А. Яковлева для храмовых витражей и работы других мастеров. Специально подготовленный для выставки фильм расскажет об истории витража в Петербурге, процессе его создания, особенностях современной петербургской школы.

Петербургские витражи являются золотым фондом культурного наследия города. Наиболее ранние из них появились в XVIII веке и связаны с западноевропейской традицией. В районах Петербурга, там, где находились поселения немцев, англичан, шведов и других иностранцев, строивших Петербург, возводились церкви, в которых при оформлении пространства использовались витражи. Это были католические и лютеранские храмы.

К началу XIX века мода на готическое искусство привела к тому, что во дворцах, богатых особняках Петербурга и его пригородов интерьеры начали активно отделываться с использованием цветных, расписных стекол.

Первая мировая война, затем революция надолго остановили развитие витража. Почти до 1950-х годов его относили к буржуазному виду искусства, не имеющему национальных корней и традиций.

Постепенно с конца 1960-х годов витраж начинает возвращаться в советскую культуру. Как правило, создаются значительные монументальные композиции, тематически связанные с революционными, военно-патриотическими и спортивными сюжетами. Тема нового героя, нового образа жизни утверждается в искусстве. В конце 1970-х, в 1980-е годы в Петербурге появились мастера, которые внесли свое личностное отношение к выбору тем и специфике решения художественных образов. К таковым относятся Ю. Пацкан, Н. Подлесов, Ю. Билибин.

Время перестройки вновь повернуло жизнь страны в новое русло. За прошедшие десятилетия с 1991 года на постсоветском пространстве начал формироваться зажиточный и средний класс. Сегодня, как и в дореволюционный период, основными заказчиками витражей являются русская православная церковь и частные лица. К одному из крупнейших витражных объектов, выполненных в данный период, можно отнести плафон на тему "Морские фантазии Петербурга" диаметром 50 метров многофункционального комплекса "Олимпия", созданный А. Натаревичем. Мощное, художественно-выразительное, технически блистательно исполненное произведение монументального искусства.

Цель выставки – показ истории петербургского витража, его значимости как вида монументального искусства, возможностей современного развития.

По материалам статьи Елены Афанасьевны Власовой, искусствоведа, старшего научного сотрудника Музея художественного стекла ЕОДМ

Источник: http://radmuseumart.ru/calendar/exibitions/2845/

20.05.2014, вторник

Место Время Цена
Радищевский музей 10:00     ул. Первомайская, 75    
50/100        
Показать расписание до конца недели

Спектакли. Скоро в Саратове

"Раймонда"
"Раймонда"
(c 25.05.2014)
"Русалка"
"Русалка"
(c 26.05.2014)

Концерты. Скоро в Саратове

"All That Jazz"
"All That Jazz"
(c 22.05.2014)
«Метро»
«Метро»
(c 23.05.2014)
"Disco Family"
"Disco Family"
(c 23.05.2014)
"Therr Maitz"
"Therr Maitz"
(c 23.05.2014)
"Badhead"
"Badhead"
(c 24.05.2014)
"Непал"
"Непал"
(c 24.05.2014)
"Kerosin"
"Kerosin"
(c 25.05.2014)
"Каста"
"Каста"
(c 25.05.2014)
Open Mic
Open Mic
(c 25.05.2014)
"Час души"
"Час души"
(c 26.05.2014)
«Best Band»
«Best Band»
(c 29.05.2014)
"Декада"
"Декада"
(c 30.05.2014)
"Кок Оду"
"Кок Оду"
(c 30.05.2014)
Gordon Blaze
Gordon Blaze
(c 30.05.2014)
"Titty Twister"
"Titty Twister"
(c 31.05.2014)
Typicalflow
Typicalflow
(c 01.06.2014)
"Fetal Decay"
"Fetal Decay"
(c 07.06.2014)
"Free Wheels"
"Free Wheels"
(c 07.06.2014)
Арт-вечер
Арт-вечер
(c 08.06.2014)
"Folk Dimension"
"Folk Dimension"
(c 12.06.2014)
"По харду!"
"По харду!"
(c 13.06.2014)
"Bluesers"
"Bluesers"
(c 14.06.2014)
"Pornography"
"Pornography"
(c 14.06.2014)

Гастроли. Скоро в Саратове

"Therr Maitz"
"Therr Maitz"
(c 23.05.2014)
«Clinica63»
«Clinica63»
(c 18.07.2014)