"Старые мастера"


(0 , голос(ов) )

Экспозиция посвящена одной из уникальных и малоизвестных музейных коллекций. По сравнению с другими обширными разделами собрания фонд европейского рисунка невелик: он насчитывает около 150 работ. Охватывая широкий хронологический диапазон – с XVI до XX века включительно, он представляет произведения мастеров разных эпох, ведущих европейских школ, ряда стилевых направлений.

Экспозиция, посвящённая рисунку старых мастеров XVI – XVIII веков, включает листы большинства ведущих европейских школ – немецкой, итальянской, французской, голландской, фламандской. «Ядро» этой коллекции составляют 12 листов из собрания графов Орловых-Давыдовых (поступление 1922 года), большинство из которых включено в экспозицию. Основатель коллекции граф Владимир Петрович Орлов-Давыдов (1809–1882) – писатель, почётный член Академии наук, действительный статский советник, покровитель многих русских художников за границей. В 1830-е им было предпринято путешествие по Италии, что объясняет преобладание рисунков итальянской школы. Динамичный и раскрепощённый по манере лист с изображением «Святого Себастьяна» принадлежит Лодовико Карди – мастеру широчайшего профессионального кругозора в духе эпохи Ренессанса: он был живописцем и рисовальщиком, а также скульптором, архитектором, поэтом и музыкантом. Авторство тонкого и вместе с тем энергичного рисунка «Солдатский привал» связывается специалистами с именами великих Сальватора Розы и Франсуа Буше.

Настоящий шедевр музейного собрания – лист «Танец» Джованни Доменико Тьеполо. Этот выдающийся венецианский живописец, рисовальщик и гравёр оставил многочисленные рисунки, отличающиеся особой, полной юмора, авторской интонацией. Из той же коллекции происходят рисунок «Братья узнают Иосифа» талантливого генуэзского рисовальщика Карло Альберто Баратта. Высокого качества зарисовкой с несохранившегося фрескового фриза Полидоро да Караваджо является лист «Сабиняне, отправляющиеся на игры к римлянам».

Итальянская почва была крайне благодатной для творчества французских мастеров XVIII века, таких как Шарль-Жозеф Натуар,. Этого художника, известного своими многочисленными, совместными с Ф. Буше, декоративными росписями и эскизами шпалер, в одном из циклов привлек восточный колорит истории Клеопатры («Цезарь возвращает Клеопатре корону Египта»). Увлечённость итальянским искусством прочитывается в рисунке «Вакханалия» французского художника Пьера Лелю, ученика Ф. Буше.

Немецкий рисунок в собрании Орловых-Давыдовых представлен работой аугсбургского мастера Иоганна Матиаса Кагера «Мадонна с младенцем во славе», выполненной в традициях ранних канонических композиций, и листом «Ангел-хранитель», христианский сюжет которого получил широкую интерпретацию в европейском искусстве.

Из знаменитого собрания историка искусства и археолога Адриана Викторовича Прахова (1846-1916) происходят превосходные рисунки, поступившие в 1966 от его потомков: «Моление о чаше», артистичная манера которого, сочетающая пластическую и светотеневую разработку формы, позволяет традиционно связывать его с итальянской школой, «Иоанн Креститель» генуэзца Джованни Батиста Паджи, отличающийся лёгкостью и прозрачной чистотой, а также «Жанровая сцена» фламандского живописца Теобальда Мишо, работавшего в духе голландских мастеров XVII века.

Отдельную группу составляют работы, поступившие в 1924 году из музея при историко-филологическом факультете Саратовского университета. Высокое качество привлекает в подготовительном рисунке «Изгнание из рая» Пьетро да Кортона, одного из создателей барочного стиля в живописи, и каллиграфическом жанровом листе голландской школы «Селение на берегу».

Экспозицию рисунка старых мастеров завершает монументальный эскиз Вильгельма Каульбаха «Притча о злом рабе» на евангельский сюжет, повествующий о должнике, прощённом своим господином, но не прощающем должника своего (собрание А.А. Журавлёва, 1896 год). Работа немецкого академического живописца XIX века, тяготевшего к неоренессансу, характеризуется классицистической ясностью композиции и безупречным рисунком, позволяющими рассматривать его в ряду исторических предшественников.

Текст: Марина Игоревна Боровская

Стоимость билета входит в стоимость посещения экспозиции

Источник: Новости Радищевского музея

13.02.2014, четверг

Место Время Цена
Радищевский музей 12:00     ул. Радищева, 39    
Показать расписание до конца недели

Концерты. Скоро в Саратове

Gordon Blaze
Gordon Blaze
(c 15.02.2014)
Hot Zima Session
Hot Zima Session
(c 15.02.2014)
"Fetal Decay"
"Fetal Decay"
(c 16.02.2014)
"Fiend"
"Fiend"
(c 18.02.2014)
"Этажи"
"Этажи"
(c 21.02.2014)
Billy Milligan
Billy Milligan
(c 22.02.2014)
Fresh Muse
Fresh Muse
(c 22.02.2014)
"Ghosts Bastards"
"Ghosts Bastards"
(c 23.02.2014)
"Jenny Jam"
"Jenny Jam"
(c 23.02.2014)
Арт-вечер
Арт-вечер
(c 25.02.2014)
"The 7th Floor"
"The 7th Floor"
(c 26.02.2014)
"СellarDoor"
"СellarDoor"
(c 26.02.2014)
Валерия
Валерия
(c 26.02.2014)
"ПавильONN"
"ПавильONN"
(c 28.02.2014)
"The 7th Floor"
"The 7th Floor"
(c 01.03.2014)
"Vismut"
"Vismut"
(c 01.03.2014)
RHCP live tribute
RHCP live tribute
(c 01.03.2014)
"Jenny Jam"
"Jenny Jam"
(c 02.03.2014)
Атморави
Атморави
(c 02.03.2014)
Арт-вечер
Арт-вечер
(c 04.03.2014)
"Happy People"
"Happy People"
(c 05.03.2014)

Гастроли. Скоро в Саратове

Валерия
Валерия
(c 26.02.2014)
"Марица"
"Марица"
(c 22.03.2014)
"Animal ДжаZ"
"Animal ДжаZ"
(c 26.03.2014)
"Ravanna"
"Ravanna"
(c 26.03.2014)
"7Б"
"7Б"
(c 02.04.2014)
"Чиж & Co"
"Чиж & Co"
(c 04.04.2014)
Рок-хиты
Рок-хиты
(c 09.04.2014)
"Мураками"
"Мураками"
(c 11.04.2014)
Diamond Hand
Diamond Hand
(c 12.04.2014)