"Власть. Искусство. Мифотворчество. Цифровое искусство"


(1 , голос )

В рамках выставочного проекта представлены работы двух московских художников, выпускников Московского архитектурного института: академика Константина Васильевича Худякова и Михаила Трифоновича Заикина, ставшего в 2012 году лауреатом Премии имени К.С. Петрова-Водкина проекта "Красные ворота / Против течения" в номинации "За инновации в академическом искусстве".

Художники используют в своём творчестве новейшие цифровые технологии, которые предоставляют им неограниченные пластические возможности. Это в прямом и переносном смыслах "Искусство высокого разрешения". В экспозиции представлено около 40 произведений: ультрахром-принты на холстах, стерео-лайт-панели, мульти-тач-арт (совместная с пермскими программистами разработка). В рамках выставки будут проводиться мастер-классы.

В данный проект вошли работы Михаила Заикина из цикла "Exeampla Imperiale Soveticum" ("Фрагменты советской империи"). Это смелая попытка автора выявить основные исторические и культурные нарративы советского периода истории России. Мифологизация событий прошлого, осмысление модели построения национальной идентичности, работа со временем, памятью и воображением представлена художником в виде компиляции цифровой фотографии и живописи. В центре внимания автора - советская архитектура, наиболее ясно выражающая идеологию того времени, но понимаемая не как определённый художественный стиль, а как экспериментальная эстетическая платформа для конструирования новой реальности. В проекте тесно переплетены элементы коммунистической идеологии, масонские символы, древнеегипетские артефакты и евангельские сюжеты. Впервые работы из этой серии были выставлены на V Ярмарке графических искусств «ХУДГРАФ» в Новом Манеже, где были отмечены, как наиболее необычные. Проект, над которым автор продолжал работать в 2011 - 2012 годах, создан с использованием компьютерных технологий. Это произведения цифровой 3D-графики, принты на холсте, стереопанели "Кавалеры полной Звезды", "Пятое измерение", "Знамение".

Работы Константина Худякова, вошедшие в данный проект, были созданы в период с 2005 по 2013 годы. Это работы из большого цикла "Hotel Russia", задуманного автором как художественный двойник мира, в которым мы живём: его плоти, истории, души. Начатый в конце 1990-х годов, проект продолжается и поныне: художник предпочитает не останавливаться, добавляя, конкретизируя и обобщая то, на что как человек и художник, он реагирует, отзывается в окружающем мире. В "Hotel Russia" соединились его архитектурный опыт, занятия живописью и цифровые технологии, а также пристальный интерес к социально острым, актуальным и историсофским темам. Художник создал формат, в котором, с одной стороны, заданы определенные рамки, ограничивающие пространства и смыслы, образующие некий контекст, с другой - в этих рамках появляются разнообразные возможности: образные и формальные.

Очень важным для Худякова является пластический язык, на котором "говорит" его проект. Он увлечён фактурами: кожа, ржавчина, вода, стекло, материей мира. Для проекта "Hotel Russia" характерна образная и формальная насыщенность, сложный метафорический и семантический ряд, донесённый в максимально возможном приближении детали и монументальном развороте актуального содержания. Объектом художественного преображения у Худякова становится человеческая плоть. В "Карте СССР" основой является макросъемка человеческой кожи, где складки и царапины подобны рельефу земной поверхности со спутниковой фотографии. Кожа здесь поцарапанная, лопнувшая, между точками - населенными пунктами воображаемой карты страны, набухают и темнеют капли крови. Кожа-земля изранена, она живая, болезненная; неровности кожи, шероховатости образуют неповторимый рельеф и почти физиологическое ощущение "раны". Мастерски использует художник цифровой формат для усиления живого восприятия органики.

Самостоятельный предметный ряд составляют "Медали" и "Значки", среди которых есть реальные - такие, как "Готов к труду и обороне", "Готов к санитарной обработке СССР", и придуманные автором, обостряющие смысл цикла, связывающие его в единое целое. Это такие, как медаль "Северная Звезда", ассоциативно связанная с циклом "Омут", с темой уничтоженных женщин, заподозренных в "шпионаже". Медали и особенно значки занимали особое место среди символов советской эпохи, являясь носителями сакрального смысла. Наряду с другими объектами, такими, как "Киндерсюрприз" (2005) фабрики Красный Фаберже, или "Челюсти Сталина" (2005-2007), медали образуют ряд квази-советских реликвий, проникнутых иронией и запоздалым ощущением маразма.

В секторе проекта "Омут" история тоталитаризма, его жертв, представлена в подчеркнуто рафинированной стилистике, резко контрастирующей со страшной правдой жизни. Плывущие женские фигуры тонут в воде и во времени, уходят в его глубины, рискуя остаться безвестными. История страны постигается художником через конкретные судьбы. Многочисленные контаминации, предпринятые автором: камерности и героики, "старых мастеров", живописных приёмов и возможностей цифровой фотографии, умение всё это крепко увязать в единое целое, выдают в нём художника-постмодерниста. Игра цитатами, акцент на остром и эффектном визуальном эффекте, жесткая цельность при свободе отдельных фрагментов, ясность и "читаемость" образа, активный исторический и культурный подтекст - всё это есть в его работах.

Для Худякова принципиально важна возможность проектирования от частного к общему, от фактур и смыслов отдельных предметов и объектов - к конкретной человеческой судьбе и глобальному пониманию событий времени и истории страны. Не случайно проект реализуется в параметрах архитектурного мышления, что подразумевает ещё и выявление системных связей между событиями и явлениями, между разными видами искусства, на рубеже ХХ и ХХI веков стремящихся к синкретическому единству. В Худякове неразрывно связаны архитектор и экспозиционер, фотограф и живописец. Межвидовые границы искусства не имеют для него никакого значения, на первый план выходит "новая образность", реализованная гибким и поливариантным языком цифрового искусства.

В рамках данного выставочного проекта представлены стереопанели: "Иоанн Креститель", "Битва за Москву", мульти-тач-арт с 4 картинами: "Утро Стрелецкой казни", "Глаз Ангела. Не ждали", "Зеркальные сны - 1", "Зеркальные сны - 2", а также новые работы К. Худякова "Жертвоприношение", "Гимн на Болотной" (2013).


Источник информации: Поволжское отделение Российской академии художеств

18.10.2013, пятница

Место Время Цена
Художественное училище им. А.П. Боголюбова 15:00     Открытие выставки    
Вход свободный        
Показать расписание до конца недели

Концерты. Скоро в Саратове

Extreme Metal
Extreme Metal
(c 19.10.2013)
Metal Session
Metal Session
(c 19.10.2013)
Лев Шугом
Лев Шугом
(c 25.10.2013)
"Brigitte Bardo"
"Brigitte Bardo"
(c 26.10.2013)
"Gordon Blaze"
"Gordon Blaze"
(c 26.10.2013)
"Алиса"
"Алиса"
(c 26.10.2013)
Death Night Party
Death Night Party
(c 27.10.2013)
"Lady in Jazz"
"Lady in Jazz"
(c 29.10.2013)
The Frozen Gold
The Frozen Gold
(c 30.10.2013)
"For_To_NA"
"For_To_NA"
(c 01.11.2013)
"Jenny Jam"
"Jenny Jam"
(c 01.11.2013)
"Kimi Time"
"Kimi Time"
(c 02.11.2013)
"Electricboots"
"Electricboots"
(c 03.11.2013)
Garage Party
Garage Party
(c 05.11.2013)
"Titty Twister"
"Titty Twister"
(c 08.11.2013)
Alternative fest
Alternative fest
(c 08.11.2013)
"Auron"/"Uroborus"
"Auron"/"Uroborus"
(c 09.11.2013)
"DиагонаLь"
"DиагонаLь"
(c 09.11.2013)
"Grandees"/"NATRY"
"Grandees"/"NATRY"
(c 09.11.2013)

Спорт. Скоро в Саратове

Веломарафон "SaraTau"
Веломарафон "SaraTau"
(c 20.10.2013)
"Автодор" - "Атаман"
"Автодор" - "Атаман"
(c 22.10.2013)
"Кристалл" - "Спутник" (Нижний Тагил)
"Кристалл" - "Спутник" (Нижний Тагил)
(c 23.10.2013)
"Автодор" - "Динамо" (Москва)
"Автодор" - "Динамо" (Москва)
(c 25.10.2013)
"Кристалл" - "Рубин" (Тюмень)
"Кристалл" - "Рубин" (Тюмень)
(c 25.10.2013)