«Порги и Бесс»


(0 , голос(ов) )

Оригинальное название: Porgy and Bess
Жанр: опера, спектакль
Страна, год: США, 2020
Язык: английский (русские субтитры)
Продолжительность: 3 часа 45 минут
Возрастная категория: 16+

Джордж Гершвин. «Порги и Бесс». Зарисовки из жизни рыбацкого поселка, облаченные в форму куплетов, колыбельных, блюзов и танцев, соединяются в захватывающую историю о любви. «Балладная опера» Гершвина не звучала в Мет почти тридцать лет, над премьерой работает режиссер Джеймс Робинсон.

Над спектаклем работали:

Дирижёр – Дэвид Робертсон
Режиссёр – Джеймс Робинсон
Художник – Майкл Йерган
Художник по костюмам – Кэтрин Зубер
Художник по свету – Дональд Холдер

Действующие лица и исполнители:

Порги – Эрик Оуэнс
Бесс – Энджел Блю
Мария – Денис Грейвз
Клара – Голда Шульц
Сирина – Латония Мур
Спортинг Лайф, наркоторговец – Фредерик Балентайн
Кроун – Альфред Уолкер
Джейк – Донован Синглтери

Джордж Гершвин (Яков Гершовиц) – выходец из семьи еврейских эмигрантов из России и самоучка без консерваторского или университетского образования, - за стремительно недолгую жизнь (он умер в 38 лет от рака мозга) успел стать не только популярным бродвейским композитором, автором песен и мюзиклов, пользовавшихся народной славой и коммерческим успехом, но и уникальной фигурой в мире одновременно джазовой и академической музыки. До Гершвина никому не удавалось (или просто не приходило в голову) сплавить две разные, противоположные по статусу, репутации, направлению культуры в одном творческом почерке и одном композиторском языке так плотно и естественно.  

Плавильный котел Нью-Йорка первых десятилетий в самой музыке Гершвина обернулся плавильным котлом звучаний, техник, языков и стилей. Для джазовой и академической традиций Гершвин стал кем-то вроде Тяни-Толкая – прижизненным «классиком джаза» (для джазменов) и «джазменом-симфонистом» (для академических музыкантов). Джазовые краски, тембры интонации, ритмическая игра и тени блюза рэгтайма в ткани музыки Гершвина не заслоняют того, что прошита она со всем вниманием и тонкостью европейского композиторского модернизма. А импрессионистское влияние в оркестре Гершвина очевидно, несмотря на то, что как-то приехавшему поучиться в Европу уже шумно популярному на Бродвее Гершвину Равель объявил свое знаменитое: «Лучше оставаться первосортным Гершвиным, чем стать второсортным Равелем».  Прокофьев же не без ехидства добавил, что если тот забудет про доллары и светскую жизнь, то из него может выйти приличный композитор.

Впрочем, приличный композитор из Гершвина вышел и так, а симфоническая музыка в джазовых оттенках («Rapsody in blue», «Американец в Париже» по следам европейских путешествий) Вторая рапсодия, Кубинская увертюра принесли ему славу академического композитора, равно искушенного в европейской технике и американских секретах коммерческого успеха. Но славы создателя первой национальной оперы у себя на родине Гершвин дождаться не успел.

После премьеры в 1935 году «Порги и Бесс» (слова «опера» сначала решено было избегать, чтобы не распугать бродвейскую публику) сыграли всего 124 раза – это не было провалом, но не было и успехом. Деньги, вложенные в премьеру, спонсоры и продюсеры смогли вернуть только через много лет. Но на волне увлечения джазом «Порги и Бесс» стала популярна в Европе как первая настоящая американская опера. В самой Америке до 1950-х годов, когда оперу спели Луи Армстронг и Элла Фицджеральд, к ней относились осторожно – смущала не только ее жанровая двойственность (одни подозревали что «Порги» – не опера, другие – что наоборот, не мюзикл), но и специфически звучащая омузыкаленная речь (в том, как Гершвин расслышал южный говор и вплел его в музыкальные характеры, подозревали карикатурное коверкание). Еще одна причина – криминально-бульварный сюжет родом из газетной хроники, по мнению некоторых – оскорбительный по отношению к афро-американскому населению даже по меркам 30-х годов. Впрочем, от использования самой оскорбительной формы музыкального театра начала века – ревю, где белые люди играют с выкрашенными черной краской лицами (blackface), авторы категорически отказались еще в процессе сочинения, хотя такие предложения были. До сих пор по настоянию Гершвина «Порги и Бесс» исполняется только цветными.

«Это лучший роман о цветных из всех, что когда-либо были написаны!» – восхищался Гершвин в 1926 году в письме Дюбозу Хейворду (автору литературного оригинала «Порги и Бесс»), когда предложил ему сделать оперное либретто. Хейворд не смог отказать, но сочинение музыки было отложено на несколько лет, пока Гершвин не выкроил время и вместе с братом Айрой (бродвейский либреттист и автор текстов песен работал под псевдонимом Айра Фрэнсис) не приехал на несколько месяцев к Хейворду в дом в Фолли-Бич, штат Южная Каролина. Речевая, музыкальная культура афро-американского населения Юга стала основой оперы, не столько джазовой, сколько специфически фольклорной.

Музыка «Порги и Бесс» – густой и терпкий сплав разнородных принципов – от европейских (включая Верди и Курта Вайля) до американских (экспортированной английской балладной оперы, мюзикла, спиричуэлс, регтайма, духовных гимнов и африканского фольклора), от комедийных до трагедийных.

08.03.2020, воскресенье

Место Время Цена
«Синема Парк» («Триумф Молл») 15:00    
600    

Спектакли. Скоро в Саратове

Love is...
Love is...
(c 13.03.2020)
«Зилов»
«Зилов»
(c 15.03.2020)

Концерты. Скоро в Саратове

«Каста»
«Каста»
(c 13.03.2020)
Love is...
Love is...
(c 13.03.2020)
Егор Натс
Егор Натс
(c 13.03.2020)
«СПРУЦ»
«СПРУЦ»
(c 14.03.2020)
The Moms
The Moms
(c 14.03.2020)
Кай Метов
Кай Метов
(c 17.03.2020)
tochka K
tochka K
(c 19.03.2020)
«МЕТЕО»
«МЕТЕО»
(c 20.03.2020)
Dance Park
Dance Park
(c 20.03.2020)
Skyflower
Skyflower
(c 20.03.2020)
Anton Ripatti
Anton Ripatti
(c 25.03.2020)
8-bit
8-bit
(c 27.03.2020)

Гастроли. Скоро в Саратове

«Каста»
«Каста»
(c 13.03.2020)
Егор Натс
Егор Натс
(c 13.03.2020)
Кай Метов
Кай Метов
(c 17.03.2020)
tochka K
tochka K
(c 19.03.2020)
Anton Ripatti
Anton Ripatti
(c 25.03.2020)

Фестивали. Скоро

Открытый российский фестиваль анимационного кино
Открытый российский фестиваль анимационного кино
(c 14.03.2020)

Скоро в городе

«Сладкое королевство»
«Сладкое королевство»
(c 14.03.2020)
«Модный салон. Весна 2020»
«Модный салон. Весна 2020»
(c 25.03.2020)

Спорт. Скоро в Саратове

«СГАУ-Саратов» – «Динамо» (Астрахань)
«СГАУ-Саратов» – «Динамо» (Астрахань)
(c 09.03.2020)
«Саратов-Волга» – «Деловой партнёр»
«Саратов-Волга» – «Деловой партнёр»
(c 14.03.2020)

Творческий вечер

«Последний в роду своём»
«Последний в роду своём»
(c 17.03.2020)