«Адриана Лекуврёр»


(0 , голос(ов) )

Франческо Чилеа. «Адриана Лекуврёр». Опера в 3-х действиях. История великой трагической актрисы, ее знатного возлюбленного и властной соперницы разворачивается в пышных барочных интерьерах, на фоне балета и трагедий Расина. Могут ли театральные страсти стать заменой настоящим? Может ли быть сыграна гибель всерьез? Политика, любовь и театр – огнеопасная смесь, воспламеняющая и композитора, и зрителей.

Оригинальное название: Adriana Lecouvreur
Жанр: опера, спектакль
Язык: итальянский (русские субтитры)
Продолжительность: 3 часа 40 мин.
Возрастная категория: 16+

Над спектаклем работали:

Дирижёр – Джанандреа Нозеда
Режиссёр – Дэвид Маквикар
Художник – Чарльз Эдвардс
Художник по костюмам – Бригитт Райффенштуэль
Художник по свету – Адам Сильверман

Действующие лица и исполнители:

Адриана Лекуврёр – Анна Нетребко
Морис Саксонский – Пётр Бечала
Принцесса де Буйон – Анита Рачвелишвили
Аббат де Шазей – Карло Бози
Мишонне – Амброджо Маэстри
Принц де Буйон – Маурицио Мураро


В конце XIX века из тени оперного гиганта Джузеппе Верди на первый план вышли те, кого на Западе называют giovane scuola – «молодая школа»: Джакомо Пуччини, Пьетро Масканьи, Руджеро Леонкавалло, Франческо Чилеа, Умберто Джордано. В русскоязычном мире они известны как веристы (от vero – истинный) – те, кто в очередной раз в истории оперы провозгласил своей целью максимально правдивое изображение жизни. Теперь главной пружиной в развертывании действия стало столкновение страстей – будь то любовь, ревность или месть; в веристских операх они проявляются с гипертрофированной силой, как правило, обнажая противоречивость и жестокость человеческой природы.

Единственная регулярно исполняемая сегодня опера Франческо Чилеа «Адриана Лекуврер» выглядит на общем веристском фоне одной из наименее кровавых: причина, кажется, кроется в явно большем интересе композитора к страстям созидательным, нежели разрушительным. Его партитура дышит любовью всех оттенков: это и ликующая страсть двух молодых любовников – главной героини оперы и графа Мориса Саксонского, и годами испытанная, не решающаяся быть озвученной нежная привязанность к Адриане режиссера Мишонне, и ослепляющее, с горьким привкусом утраченной взаимности, чувство к Морису принцессы де Буйон. Оно-то и становится причиной трагической развязки. Кстати, среди всех сюжетных поворотов оперы лишь финал не совпадает с канвой подлинной биографии Адрианы Лекуврер.
Одна из величайших трагических актрис первой половины XVIII века, известная, в частности, воплощением на сцене героинь драматурга-классициста Жан-Батиста Расина, она была окружена толпами поклонников и занимала положение, сопоставимое с положением аристократов. В число ее друзей (а по одной из версий – и любовников) входил Вольтер: на его руках и умерла Адриана, ей он посвятил посмертную элегию. У актрисы были дети от нескольких мужчин, а в череде ее любовных связей особое место занимали отношения с Морисом Саксонским – полководцем, внебрачным сыном короля польского и курфюрста саксонского Августа II Сильного, впоследствии ставшего главным маршалом Франции. Да, у Мориса действительно был роман с герцогиней де Буйон. Внезапная кончина Адрианы в возрасте 37 лет спровоцировала множество слухов, в том числе, конечно, обвинявших ее соперницу. И, хотя, большинство источников сходятся в том, что истинной причиной смерти была прозаическая дизентерия, горевать о тени, брошенной на репутацию герцогини, не стоит: есть свидетельства, что она действительно пыталась отравить Адриану, но план был раскрыт и провалился.

История, в которой неотъемлемой частью жизни героев стали подлинно театральные страсти, не могла кануть в лету: в середине XIX века на родной для Адрианы сцене «Комеди Франсез» свет увидела драма Эжена Скриба и Эрнеста Легуве, посвященная жизни актрисы и названная ее именем. Конечно, образ блистательной дивы XVIII века был всегда притягательным и желанным для див последующих эпох: в 1913 году в немом кинофильме ее роль играла Сара Бернар, партию в опере Чилеа исполняли такие легенды, как Рената Скотто, Рената Тебальди, Монсеррат Кабалье; и сегодня, по прошествии ста лет после премьеры, она манит примадонн ничуть не меньше.

Постановку, которую предлагает публике Метрополитен Опера в этом сезоне, Дэвид Маквикар осуществил в Ковент-Гарден в 2010 году. Режиссер верен себе: спектакль историчен, подробен, роскошен. На сцене – барочный балет, камзолы и кринолины, блеск дворцов и проза театрального закулисья. Одним из главных действующих лиц постановки становится театр: декорации воссоздают его точную барочную модель – на таких же подмостках 300 лет назад блистала настоящая Адриана. Это решение продиктовано самим сюжетом: большая часть его событий сконцентрирована вокруг театральной сцены, дважды мы видим на ней главную героиню, произносящую драматический монолог – в том числе тот, который станет для нее смертным приговором.

Мысленно вписывая «Адриану Лекуврер» в ряд веристских опер, не стоит забывать, что любое произведение искусства рождается из многомерного переплетения различных художественных тенденций, а потому неизбежно оказывается сложнее и шире любого определения. Так и партитура Чилеа не исчерпывается одной лишь веристской эстетикой.  Например, сюжет «театр в театре» встречается в истории оперы регулярно: авторефлексия искусства по поводу пределов собственных выразительных возможностей естественно обусловлена его стремлением к правдоподобию в изображении жизни, характерным для самых разных исторических эпох. Во второй половине XIX века и в начале века XX-го эта линия в сочетании с интересом оперы к героям, вышедшим из социальных низов, порождает новое явление: актриса Адриана Лекуврер оказывается в компании певицы Флории Тоски, художника Марио Каварадосси, поэта Андре Шенье, артистов странствующей труппы из «Паяцев», поэтов, художников, литераторов «Богемы», и это, конечно, не случайно. Персонажи творческих профессий, существующие вне сословной иерархии, которая бы диктовала им правила игры, живут, руководствуясь не устаревшим конфликтом чувства и долга: их решения и поступки подчинены лишь бескомпромиссной игре страстей, усиленных до предела обостренными реакциями на мир любого художника.

17.02.2019, воскресенье

Место Время Цена
«Синема Парк» («Триумф Молл») 18:00    
600    

Концерты. Скоро в Саратове

«МЕТЕО»
«МЕТЕО»
(c 22.02.2019)
Jazz Hits Trio
Jazz Hits Trio
(c 22.02.2019)
Hände Hoch
Hände Hoch
(c 23.02.2019)
«Ария»
«Ария»
(c 01.03.2019)
Morgenshtern
Morgenshtern
(c 01.03.2019)
«ПилОт»
«ПилОт»
(c 02.03.2019)
Disco Family
Disco Family
(c 02.03.2019)
Chaneys
Chaneys
(c 05.03.2019)
Max Band
Max Band
(c 07.03.2019)
«Би-2»
«Би-2»
(c 09.03.2019)

Гастроли. Скоро в Саратове

«Гамлет»
«Гамлет»
(c 19.02.2019)
«Ария»
«Ария»
(c 01.03.2019)
Morgenshtern
Morgenshtern
(c 01.03.2019)
«ПилОт»
«ПилОт»
(c 02.03.2019)
Chaneys
Chaneys
(c 05.03.2019)
«Би-2»
«Би-2»
(c 09.03.2019)
Alkonost
Alkonost
(c 10.03.2019)
Bumble Beezy
Bumble Beezy
(c 10.03.2019)
EVO
EVO
(c 11.03.2019)
Elvira T
Elvira T
(c 21.03.2019)
Follow The Sunrise
Follow The Sunrise
(c 21.03.2019)
Лёша Свик
Лёша Свик
(c 22.03.2019)
WLVS / DAASHA
WLVS / DAASHA
(c 23.03.2019)
Johnyboy
Johnyboy
(c 24.03.2019)
«Отава Ё»
«Отава Ё»
(c 28.03.2019)
PERCARus duo
PERCARus duo
(c 30.03.2019)
Гречка
Гречка
(c 30.03.2019)
Ravanna
Ravanna
(c 04.04.2019)
Gruppa Skryptonite
Gruppa Skryptonite
(c 06.04.2019)
Los Cochinos
Los Cochinos
(c 06.04.2019)
Wildways
Wildways
(c 10.04.2019)
Znaki
Znaki
(c 11.04.2019)
HammAli & Navai
HammAli & Navai
(c 12.04.2019)
Q.E.A.
Q.E.A.
(c 13.04.2019)