Владимир Кашкин. «Волжский свет»


(0 , голос(ов) )

С 7 июля по 9 октября 2016 года в музее-усадьбе В.Э. Борисова-Мусатова (филиал Радищевского музея на Вольской, 33) работает выставка живописи Владимира Кашкина (1904-1938) из собрания Радищевского музея. На выставке «Волжский свет» представлены около тридцати произведений 1920-х-1930-х годов, созданных в Саратове и Москве. Открытие выставки состоится 7 июля в 17:00.

В.И. Кашкин родился в 1904 году в Саратове. В 1923-м поступил в Саратовский художественный техникум, который закончил в 1927 году. Юность и студенческие годы В.И. Кашкина совпали с первым десятилетием советской власти, когда в огромной стране происходили революционные перемены. Кардинальным образом ломался и менялся весь уклад жизни, её порядок. В художественной сфере помимо неизбежных и естественных в искусстве смен стилей и направлений это было время наступления Советской идеологии, время проработочных кампаний, требований безоговорочной и преданной позиции каждого человека, каждого мастера. Но те же 1920-е годы, сопряжённые со многими бытовыми и материальными трудностями, были годами энтузиазма, творческого подъёма и стремлений. Выставки, вечера, публичные лекции, собрания и диспуты отражали кипучую деятельность, основанную на идее построения новой, лучшей жизни.

В Саратовском художественном техникуме (преемнике Боголюбовского художественного училища) преподавали такие значительные мастера как П.С. Уткин и В.М. Юстицкий. Вскоре в преподавательский состав вошли Е.В. Егоров и А.А. Сапожников. Отличительной чертой художественной школы Саратова в 1920-е годы было равноправное участие в выставках преподавателей и учеников. В 1924 году студент второго курса Владимир Кашкин экспонировал свои произведения вместе с преподавателями Юстицким, Уткиным и Белоусовым. Затем в Москве Кашкин принимает участие во 2-ой выставке общества художников «4 искусства». Общество было основано художниками, входившими ранее в знаменитые объединения «Мир искусства» и «Голубая роза». Часто бывая в Москве, Кашкин сдружился с П.В. Кузнецовым.

В 1929-1931 В.И. Кашкин преподавал в Саратовском художественном училище, был председателем Саратовского филиала Ассоциации художников революционной России. В 1931 году переезжает в Москву, поселившись вначале в пригороде Москвы Ростокино, а с 1933 года живет в Москве на Петровско-Разумовской аллее.

Кашкин частый гость в родном городе на Волге. Самыми близкими для него друзьями здесь были Петр Саввич Уткин, его дочь Шура и зять, известный скульптор Л.К. Ивановский. Дружеские отношения он поддерживал также с А.С. Сапожниковым, Б.М. Миловидовым, Г. Мельниковым. Каждая поездка в Саратов неизменно сопровождалась творческой работой. Матушка-Волга, её природа давали неисчерпаемый источник для вдохновения и создания новых произведений. В это же время художник создаёт пейзажи Москвы и её окрестностей. К сожалению, жизнь художника оказалась недолгой…В 1941 году в выставочном зале Московского отделения Союза художников состоялась посмертная выставка произведений В.И. Кашкина, где экспонировались свыше 120 работ.

В 1979 году в Саратовский художественный музей имени А.Н. Радищева были перевезены почти все сохранившиеся его картины и этюды. Большинство произведений имело значительные механические повреждения и нуждалось в серьёзной реставрации. В 1981- 83 годах ряд картин был возвращён к выставочной жизни реставратором, известным саратовским художником Владимиром Алексеевичем Соляновым. Вскоре состоялась выставка отреставрированных произведений.

Выставка произведений В.И. Кашкина в музее-усадьбе В.Э. Борисова-Мусатова не случайна. Интересен тот факт, что в 1920-х годах среди художников и преподавателей художественного училища родилось предложение открыть во флигеле В.Э. Борисова-Мусатова музей «Нового искусства имени художника В.Э. Борисова-Мусатова».

Почти столетие отделяет нас от этой идеи. Современные выставочные проекты мемориального музея В.Э. Борисова-Мусатова как бы возрождают утраченные традиции, протягивают нити преемственности между поколениями саратовских художников:

25 живописных произведений Владимира Кашкина, представленных на выставке, отражают разные направления его творчества. За свою недолгую жизнь В.И. Кашкин проделал стремительную творческую эволюцию, оставив после себя прекрасные образцы лирического пейзажа. В жизнерадостных, красочных произведениях замечательного саратовского мастера отражены колорит эпохи, приметы времени, непреходящая красота природы.

Критики 1920-х годов, современные искусствоведы единодушно отмечали колорит, особый свет, наполняющий этюды и картины художника, лиризм многих его произведений. Это не удивительно. Ученик А.И. Савинова, П.С. Уткина, В.М. Юстицкого он органично впитал в себя традиции французского импрессионизма, ощутил влияние В.Э. Борисова-Мусатова, П.В. Кузнецова.

Во многих произведениях художника слышны нотки влияния французской живописной культуры. В натюрморте «Осётры и севрюга», 1930, при помощи искромётного колористического решения переданы роскошные дары Волги, в «Голубом пейзаже», 1927, торжествует глубокий синий цвет, вызывают восторг ослепительно-белые «Яхты», 1936, отражающие особый фиолетово-синий волжский свет.

В простых деревенских пейзажах, выполненных в пленэрно-декоративной манере, «Пейзаж с курами», «На пруду», «Пейзаж с белыми домами», «Весенний пейзаж» угадывается особое лиричное настроение, созвучное с живописью П.С. Уткина. Но в произведениях В.И. Кашкина проявляется и радостное, праздничное начало жизни. В картинах присутствует красный цвет, который как бы «зажигает» полотно, заставляет его звучать ярче. Даже в этюде «Волга осенью», где при помощи изобразительных приёмов мастерски передаются хмурость, ветреность, свежесть волжского дня, горит капелька красного – флажок на буксирном пароходике.

Тема Волги – ключевая в творчестве художника. Пейзажи «На Волге», «Лодочная пристань» и другие объединяют точное композиционное решение, передающее особенности нижневолжского пейзажа: безграничность небесной и водной глади, отделённые друг от друга тонкой полоской земли, где взгляд невольно убегает за горизонт. Передний план заполняют постройки, причалы, баржи, фигурки людей, составляющие кипучую, пёструю береговую жизнь. В камерных работах «Пруд на станции Малаховка», 1936, «Купание на реке». художник подчёркивает гармонию природы и жизни людей.

Советское время требовало от художников, писателей, композиторов прямого участия в отражении меняющейся действительности. Вспомним слова Владимира Маяковского: «Я знаю, город будет, я знаю, саду цвесть, когда такие люди в стране советской есть». Существовал идеологический диктат тем, несущий, казалось бы, благую цель: отразить нарастающую мощь советского труда. Лучшие произведения того времени, посвящённые индустриализации огромной страны, обладают своей бесспорной эстетикой. Объективно, в этих полотнах художники сохранили для истории величие и трагизм эпохи, передали колоссальное напряжение человеческих сил.

Гул времени, обжигающий жар «горячего» цеха – сюжет картины В.И. Кашкина «Заводской цех». Но и здесь художник верен себе. В картине нет нарочитой бравурности и фальшивого оптимизма. Отражая рабочие заводские будни, она решена в любимом для художника цветовом решении, полном прозрачности и света, слегка декоративна.

«Ремонт буксирных пароходов»,1933, пожалуй, тоже можно отнести к теме труда и человека, однако доминанта оттенков красного цвета, композиция произведения, некоторая декоративность изображения подчеркивают преобладание живописного начала картины.

Можно предположить, что темперамент В.И. Кашкина и его мироощущение иногда счастливым образом совпадали с важными для советского искусства 1930-х годов темами. Так особенное идеололгически-мажорное звучание обрела для советской России тема спорта. И здесь в таких полотнах, как «На водном стадионе», «На водной станции» не приходится сомневаться в искренности автора, а просто стоит полюбоваться жизнеутверждающим началом этих колоритных произведений.

Лирическим восприятием мира наполнены «Пушкинская площадь. Москва», «На Сретенском бульваре», 1937, написанные художником в последний год жизни в Москве.

Выставка В.И. Кашкина «Волжский свет»– подарок для саратовцев и гостей города. Это прекрасная возможность увидеть произведения замечательного мастера саратовской школы в камерных стенах Мусатовского музея.

Автор текста: Элеонора Николаевна Белонович

Источник: Новости Радищевского музея

08.09.2016, четверг

Место Время Цена
Музей-усадьба В.Э. Борисова-Мусатова 10:00    
Показать расписание до конца недели

Скоро в кинотеатрах Саратова

Концерты. Скоро в Саратове

Genoex
Genoex
(c 10.09.2016)
«Место»
«Место»
(c 11.09.2016)
El Mental
El Mental
(c 11.09.2016)
Free Rock
Free Rock
(c 11.09.2016)
Ес Соя
Ес Соя
(c 13.09.2016)
Blind Boy Tinder
Blind Boy Tinder
(c 15.09.2016)
FunkStrike Boom
FunkStrike Boom
(c 16.09.2016)
Super Good
Super Good
(c 16.09.2016)
«Кадры»
«Кадры»
(c 17.09.2016)
MILLOS
MILLOS
(c 17.09.2016)
СДНХ
СДНХ
(c 21.09.2016)
Rap Show
Rap Show
(c 23.09.2016)
«Пасош»
«Пасош»
(c 25.09.2016)
Gizmo
Gizmo
(c 28.09.2016)
NATRY
NATRY
(c 30.09.2016)
«Неодиум»
«Неодиум»
(c 01.10.2016)
«Омела»
«Омела»
(c 01.10.2016)
FunkStrike Boom
FunkStrike Boom
(c 01.10.2016)
А. Байков +
А. Байков +
(c 02.10.2016)
EORA / Vólan
EORA / Vólan
(c 06.10.2016)

Гастроли. Скоро в Саратове

Genoex
Genoex
(c 10.09.2016)
Ес Соя
Ес Соя
(c 13.09.2016)
Blind Boy Tinder
Blind Boy Tinder
(c 15.09.2016)
СДНХ
СДНХ
(c 21.09.2016)
«Пасош»
«Пасош»
(c 25.09.2016)
Gizmo
Gizmo
(c 28.09.2016)
NATRY
NATRY
(c 30.09.2016)
«Омела»
«Омела»
(c 01.10.2016)
EORA / Vólan
EORA / Vólan
(c 06.10.2016)
Coffee
Coffee
(c 07.10.2016)
Petrichor
Petrichor
(c 07.10.2016)
«Ханума»
«Ханума»
(c 11.10.2016)
«Буерак»
«Буерак»
(c 14.10.2016)
No Name
No Name
(c 15.10.2016)
Лолита
Лолита
(c 15.10.2016)
«Пикник»
«Пикник»
(c 16.10.2016)
«КняZz»
«КняZz»
(c 18.10.2016)
Closet Disco Queen
Closet Disco Queen
(c 20.10.2016)
At Any Price
At Any Price
(c 21.10.2016)
LaScala
LaScala
(c 23.10.2016)
Truckdrivers
Truckdrivers
(c 26.10.2016)
Shakti Loka
Shakti Loka
(c 28.10.2016)
The Morganatics
The Morganatics
(c 30.10.2016)
«Кирпичи»
«Кирпичи»
(c 04.11.2016)
Grandees
Grandees
(c 05.11.2016)