«Шум времени»


(0 , голос(ов) )

В Доме-музее Павла Кузнецова, филиале Радищевского музея, с 25 июня по 26 июля 2015 года работает выставка «Шум времени», на которой представлена современная российская живопись из музея современного искусства «Эрарта» (Санкт-Петербург).

Эрарта – крупнейший в России и в восточной Европе негосударственный музей современного искусства. По своей структуре, системе ценностей, коллекции и стратегии Эрарта не дублирует, а дополняет другие музеи и институции этой сферы, например, Московский музей современного искусства или Государственный центр современного искусства. Современная российская живопись – одна из приоритетных тем в деятельности Эрарты, что очень важно, поскольку сейчас даже в Государственной Третьяковской галерее нет отдела современной живописи, есть только отдел новейших течений и отдел живописи ХХ века. Эрарта, работающая несколько лет, а три с половиной года назад открывшаяся в отдельном, специально оборудованном, пятиэтажном здании как публичный музей - активно, по всей стране, собирает общероссийскую коллекцию живописи.

В коллекции Эрарты более двух тысяч произведений. Это не только работы петербургских художников, но и работы художников из российских регионов - Новосибирска, Иркутска, Самары, Ставрополя, Перми, Уфы, Вологды, Архангельска, Петрозаводска, Краснодара, Липецка и прочих. В настоящее время в коллекции музея – произведения художников из 26 городов России, и процесс идет. Осуществляется долгосрочная программа «Россия в Эрарте», не имеющая аналогов в стране. Специалисты музея планово посещают регионы страны, отсматривая материал и отбирая работы талантливых художников. Отдельным регионам, где наблюдается активность художественной жизни и есть институции - партнеры, предоставляется право проведения выставки в Петербурге. Уже прошли выставки из Самары, Перми, Новосибирска, Уфы, Краснодара, Иркутска, Омска, Красноярска. Оказалось, что это были первые комплексные показы искусства этих городов в северной столице. Выставки продемонстрировали, что в регионах России живут и работают талантливые современные художники, одни из них продолжают живописные традиции ХХ века, другие - реализуются в сфере актуального искусства, дополняя друг друга, они дают представление о многообразии художественной жизни.

Другой, не менее важной частью программы «Россия в Эрарте» является показ выставок из коллекции музея в российских регионах. Выставка «Современная российская живопись» из коллекции Эрарты уже была показана, начиная с 2012 года в Новосибирске, Перми, Ханты-Мансийске, Сургуте, Красноярске, Иркутске, Уфе, Челябинске, Екатеринбурге, Алматы, Астане, Липецке. Теперь она развернута в филиале Саратовского Радищевского музея — Доме Павла Кузнецова.

Выставка не ставит перед собой задачу обзора всей современной российской живописи, а представляет коллекцию Эрарты и основные направления её развития. В структурном и тематическом отношениях выставка делится на ряд условных подразделов – «идентификация», «новая серьезность», «тотальная живопись», «экспрессионизм».

В разделе «Идентификация» сосредоточены работы известных художников, своего рода сегодняшних классиков Петербурга, легшие в основу формирования коллекции. Экспрессионизм в различных вариациях давно и устойчиво присутствует в художественной жизни города, чем и обусловлено присутствие одноименного раздела на выставке. За десятилетия существования ленинградско-петербургский экспрессионизм обрел собственные черты, пережил эпоху, трансформировался в романтический пейзаж «Безнадежных живописцев», сросся с наивным искусством, выпал из мирового времени, стал оригинальным и характерным явлением, репрезентирующим город, и явно заслуживает особого внимания. Раздел «Новая серьезность» включает работы молодых и не очень молодых художников, отражает действительно новую тенденцию возвращения искусства из условной игровой сферы в пространство социальной ответственности, этической и экологической проблематики. Раздел под условным названием «Тотальная живопись» представляет скорее не живопись в традиционном смысле, не отдельные самодостаточные предметы для эстетического созерцания, а живописные объекты, порой многочастные, с четко артикулированным социальным месседжем.

Выставка, таким образом, стилистически и содержательно довольно разнообразна и демонстрирует современную живопись в широком спектре проявлений.

В состав выставки включены более 60 работ (включая триптихи) двадцати шести художников, причем картины - не только отобранные в фондохранилище музея, но и взятые из постоянной экспозиции. Основу выставки составляет петербургская живопись. Это в первую очередь знаковые для Петербурга и Эрарты имена, получившие известность за последние двадцать-тридцать лет: Валерий Лукка, Феликс Волосенков, Елена Фигурина, Анаталий Заславский, Николай Сажин. В состав выставки также включены работы героев ленинградского андеграунда – Владимира Овчинникова, Владлена Гаврильчика, Анатолия Басина, вошедших в культурную историю и мифологию города. В. Овчинников вместе с М. Шемякиным был одним из участников «Выставки художников-рабочих хозяйственной части Эрмитажа. Навстречу 200-летию Эрмитажа» в 1964, вошедшую в историю как «бунт такелажников» (выставка была закрыта и директор Эрмитажа – М. И. Артамонов снят со своей должности), позднее - одним из столпов «газаневской культуры», одним из организаторов легендарных выставок в ДК «Газа» в 1974 году и в ДК «Невский» в 1975 году. Ныне его работы - в коллекциях Эрмитажа, Русского музея, Метрополитен музея и других. Саратовские зрители впервые увидят их работы.

Анатолий Басин – единственный в коллекции Эрарты представитель школы О. Сидлина, а затем - группы «Алеф», участник и историограф нонконформистских выставок, сторонник сдержанной цветовой гаммы, плоскостной живописи с лаконичным линеарным началом. Он пишет о своем кредо: «Я воспитан был Веласкесом: живопись — это краска на плоскости. Я могу плоскость настроить внятными линией, цветом, пятном. Моя задача обозначить палитру Делакруа, тогда каждый цвет выделится, нальётся смыслом. Если палитра возникла — всё: я — талант, я — живописец. Если этого нет — я лезу не в свои дела». Что ж, у зрителя будет возможность вынести суждение - своим ли делом занимается 77-летний художник. Русский музей и Эрарта свое суждение вынесли, приобретя его работы.

«Мои друзья – герои мифов, бродяги, пьяницы и воры», – писал 1950-е годы андеграундный поэт Роальд Мандельштам, имея ввиду своих друзей – художников Арефьевского круга, любивших Рембо и Верлена. Формула неприкаянного поэта все же меняется. Боб Кошелохов, хоть и не пьяница и вор, но бродяга, кофеман и уж точно- герой мифов. Боб Кошелохов – художник, пробужденный «газоневской культурой», организовал в 1977 группу художников-нонконформистов «Летопись», (в которой формировались Е. Фигурина, Т. Новиков, И.Сотников и другие звезды питерской арт-сцены). На основе круга художников группы «Летопись» в 1982 возникли «Новые художники», ставшие основным художественным событием 1980-х. Трудно переоценить значение творчества и личности Кошелохова в формировании неофициальной культуры Питера конца прошлого века, но и сейчас, он - не живой музейный экспонат Пушкинской-10, а работающий, на редкость продуктивный художник, носитель узнаваемого индивидуального стиля, сочетающий элементы экспрессионизма и примитивизма, уходящий в работу, как иные уходят в запой. В этом году состоялись две музейные персональные выставки художника – в Новом музее (совместно с галереей Анна Нова) и в Музее нонконформистского искусства.

Степень информированности россиян о петербургском искусстве относительна. Если работы В. Михайлова, Ф. Волосенкова, В. Лукки, Н. Сажина, составляющие основу раздела «идентификация» – иногда экспонируются в разных городах России, а отдельные из них представлены в региональных музейных коллекциях то, например, работы Е. Фигуриной никогда не экспонировались на Урале.

Елена Фигурина
– уникальный художник с пронзительной экзистенциальной интонацией. У неё неповторимый, сразу узнаваемый (на протяжении многих лет) личный стиль, соединяющий черты наивного искусства и экспрессионизма с удивительным чувством цвета и щемящей созерцательностью. Фигурина - художник от бога, пишущая трагическое одиночество души, увиденное в антропоморфной и иных формах, часто в позе предстояния. Её живописи и малой пластике посвящен отдельный зал экспозиции Эрарты. Елена Фигурина представлена также в коллекциях Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи и других собраниях. На выставке работы Е. Фигуриной и А. Заславского составляют основу раздела «экспрессионизм».

В зале «новой серьезности» доминируют работы краснодарского художника Владимира Мигачева, петербуржца Виталия Пушницкого и молодого художника Ильи Гапонова из группы «Непокоренные». Приехавший из Сибири, из Кемерово, Гапонов вскоре после окончания Академии им. Штиглица («Мухи») и института «Pro arte » заявил о себе «Шахтерской серией», написанной кузбасслаком, как многообещающий и значительный художник, со своей темой, техникой и концепцией творчества, возвращающей к традиционным гуманистическим ценностям.

К поколению молодых художников относится и Александр Дашевский, известный также как куратор и арт-критик. Дашевский умеет превращать живопись в объект и объект в живопись, но на этой выставке он представлен как живописец. Его работы из серии «Окна» свидетельствуют о том, что вкус к живописи не исчез среди молодых петербургских художников.

Декоративные работы, словно посвященные Малевичу и зайцам липецкого художника и «книгопродавца» Юрия Татьянина, лихо соединяют элементы постмодерна с фольклорной праздничной интонацией. Этот русский народный концептуализм, эта безудержная веселость будто бы наивной живописи липецкого интеллектуала бодрят, как таблетки от депрессии. Неудивительно, что работы Татьянина приобретены во многие государственные и частные коллекции, включая Московский музей современного искусства. «Тотальная живопись» Татьянина представлена в постоянной экспозиции Эрарты.

Распределение художников на разделы не носит абсолютного характера, а сами разделы являются скорее ракурсами репрезентации. Не все авторы вписывается в предложенную структуру, а их работы представляют собой самодостаточные визуальные факты. Рекомендуемый способ восприятия выставки феноменологический, предполагающий ценность каждой отдельной работы.

Многообразие представленного материала передает тот «шум времени», в который все мы в той или иной степени погружены.

Источник: Новости Радищевского музея

30.06.2015, вторник

Место Время Цена
Дом-музей Павла Кузнецова 10:00    
30/100    
Показать расписание до конца недели

Спектакли. Скоро в Саратове

Концерты. Скоро в Саратове

«Back-beats»
«Back-beats»
(c 15.07.2015)
«Фолиант»
«Фолиант»
(c 18.07.2015)
American Pie Party
American Pie Party
(c 18.07.2015)
Funk Strike Boom
Funk Strike Boom
(c 19.07.2015)
Jazz Session Jam
Jazz Session Jam
(c 23.07.2015)
Let's Jazz!
Let's Jazz!
(c 24.07.2015)
День ВМФ
День ВМФ
(c 26.07.2015)
Star Season
Star Season
(c 31.07.2015)
Synthpop & Craft
Synthpop & Craft
(c 31.07.2015)
Corwine
Corwine
(c 01.08.2015)
«Метро»
«Метро»
(c 07.08.2015)
Rock Hall
Rock Hall
(c 07.08.2015)
«Заплыв»
«Заплыв»
(c 09.08.2015)
Art-вторник
Art-вторник
(c 11.08.2015)
«Шнурки»
«Шнурки»
(c 14.08.2015)
American Pie
American Pie
(c 14.08.2015)
Glint Wein Street
Glint Wein Street
(c 14.08.2015)
Second Day
Second Day
(c 14.08.2015)
Young Adults
Young Adults
(c 14.08.2015)
«Этажи»
«Этажи»
(c 15.08.2015)
Bright Light
Bright Light
(c 15.08.2015)
Mysteria Mortis
Mysteria Mortis
(c 15.08.2015)
Art-вторник
Art-вторник
(c 18.08.2015)
Funk Strike Boom
Funk Strike Boom
(c 18.08.2015)

Спорт. Скоро в Саратове

Saratov Style Contest X
Saratov Style Contest X
(c 04.07.2015)
Шахматный турнир
Шахматный турнир
(c 11.07.2015)
«Сокол» – «Луч-Энергия»
«Сокол» – «Луч-Энергия»
(c 15.07.2015)
Кубок князя Владимира
Кубок князя Владимира
(c 28.07.2015)
Чемпионат по пляжному футболу
Чемпионат по пляжному футболу
(c 31.07.2015)

Творческий вечер

Скоро ничего нет.