«Связь времён». Саратовская школа живописи XIX – XXI веков


(1 , голос )

С 3 апреля по 7 июня 2015 года в Радищевском музее работает выставка «Связь времен. Живопись, скульптура, авторская книга саратовских художников конца XIX – начала XXI веков».

На выставке «Связь времен», посвящённой 130-летнему юбилею Радищевского музея, представлены произведения из его собрания, созданные саратовскими художниками, начиная с восьмидесятых годов XIX века – до сегодняшнего дня. История изобразительного искусства нашего города неразрывно связана с историей музея. Во многом благодаря открытию музея в Саратове появилась блистательная плеяда мастеров совсем не провинциального масштаба – Виктор Борисов-Мусатов, Павел Кузнецов, Пётр Уткин, Александр Савинов, Александр Матвеев. Как брошенный в воду камень оставляет шлейф кругов на воде, так и их творчество оказало огромное влияние на все последующие поколения саратовских художников.

На выставке впервые будет предпринята попытка не просто показать историю поэтапного развития саратовского изобразительного искусства, но выявить основные тенденции и обозначить круги и связи внутри столь протяженного художественного процесса. Экспозиция построена не по хронологии, а по принципу формально-стилистической близости произведений разного времени, что позволит увидеть, каким образом находки, сделанные художниками в начале прошлого столетия, использовались во второй половине ХХ и продолжают трансформироваться в начале ХХI века.

Одной из основных линий развития саратовского изобразительного искусства является линия декоративного символизма, берущая начало в творчестве Виктора Борисова-Мусатова и впоследствии получившая название «саратовской школы живописи». В начале ХХ века эта линия развивалась в работах Петра Уткина, Павла Кузнецова, Александра Савинова. В 1920-е – начале 1930-х годов ее продолжили Борис Миловидов, Фёдор Белоусов, Евгений Егоров, Михаил Аринин, Владимир Кашкин, Алексей Сапожников и другие. К концу 1930-х годов живописные традиции «саратовской школы» были насильственно прерваны: Пётр Уткин, который на протяжении многих лет преподавал в местном художественном училище, и большинство его самых талантливых учеников, уехали из города, а немногие оставшиеся были вынуждены подстроиться под жесткие требования соцреализма. Но, несмотря на это, сущностные черты «саратовской школы» – повышенное внимание к особенностям волжской свето-воздушной среды, изысканная графичность в изображении степного ландшафта, декоративность колорита и символизм цвета – подспудно сохранялись и в последующие десятилетия. В начале 1990-х годов группа художников во главе с Павлом Маскаевым и Владимиром Мошниковым предприняла попытку возрождения цвето-пластических и духовных принципов «саратовской школы». На выставке их работы абсолютно органично сочетаются с классическими произведениями мастеров 1920-х годов. И сегодня многие художники, работающие в совершенно разных направлениях, продолжают изучать и каждый по-своему использовать в творчестве богатые живописные традиции прошлого.

Вторая линия в экспозиции выставки представляет авангардное направление в саратовском искусстве и объединяет работы Валентина Юстицкого, Давида Загоскина, Константина Полякова и Музы Егоровой-Троицкой 1920-х годов и произведения, созданные во второй половине ХХ – начале ХХI века. В отличие от первого направления, развивавшегося достаточно последовательно и имевшего ярко выраженный местный колорит, саратовский авангард, несмотря на всю смелость его художественных экспериментов, не обладал специфическими отличительными чертами, которые выделяли бы его на фоне общероссийского художественного контекста, и не сформировал своей особой традиции, на которую могли бы опереться художники второй половины ХХ века. В 1950-е годы молодые живописцы Виктор Чудин, Владимир Солянов, Вячеслав Лопатин восприняли традиции русского авангарда опосредованно, через общение с вернувшимся из Франции Николаем Гущиным. А начиная с 1980-х годов саратовские художники, занимавшиеся формальными и концептуальными поисками, опирались уже на пластические достижения мирового искусства.

Третья линия представлена произведениями художников-реалистов. В 1930-е – 1950-е годы в Саратове, как и по всей стране, основным направлением в изобразительном искусстве становится соцреализм. Жанровые композиции Алексея Бородина и Ивана Новосельцева, автопортреты Владимира Гурова и Валентина Юстицкого, пейзажи Ивана Щеглова и Леонида Гусева не только обладают художественной ценностью, но и являются документами времени, заключающими в себе характерные черты советской эпохи. Более поздние сюжетные картины Александра Саликова и Анатолия Учаева, созданные в середине 1970-х, уже далеки от принципов соцреализма и воплощают размышления художников о жизни и предназначении человека. В эти же годы одним из главных жанров саратовского изобразительного искусства по-прежнему остается пейзаж.

В отдельный блок объединены работы, в которых основными средствами выразительности являются экспрессия цвета, динамика движения мазка и скульптурная лепка фактуры. Истоком этого направления в саратовском искусстве в конце 1940-х – начале 1950-х годов стало творчество Николая Гущина и Валентина Юстицкого. В 1960-е годы эту традицию продолжили художники круга Гущина, прежде всего Николай Аржанов и Владимир Солянов. Позднее, в 1980-е – 1990-е годы эта линия становится одной из основных в творчестве более широкого круга саратовских мастеров. Многие из тех, кто начинали свой путь как реалисты или символисты (Ю. Пашкин, Р. Батаршин, Т. Хаханова), после долгих поисков и экспериментов, по-своему переосмыслив традицию, в 2000-е годы приходят к живописному экспрессионизму.

Выставочная экспозиция, дающая достаточно полное представление об основных тенденциях развития искусства нашего города, тем не менее, не смогла вместить целый ряд значимых имен, поскольку музейное собрание произведений саратовских художников очень масштабно и с каждым годом продолжает пополняться. Так исторически сложилось, что «саратовская школа живописи» стала своеобразным культурным брендом нашего города, известным далеко за его пределами. Однако у себя на родине, как мастера предыдущих поколений, так и те, кто работает сегодня, малоизвестны широкому зрителю. Мы надеемся, что эта выставка будет способствовать изменению отношения к искусству наших мастеров, которыми Саратов по праву может и должен гордиться.

Автор: Дорогина Елена Алексеевна

Источник: Новости Радищевского музея

18.04.2015, суббота

Место Время Цена
Радищевский музей 10:00     ул. Первомайская, 75    
50/150        
Показать расписание до конца недели

Концерты. Скоро в Саратове

atlantida project
atlantida project
(c 19.04.2015)
SerDжиNio
SerDжиNio
(c 19.04.2015)
Grandees
Grandees
(c 20.04.2015)
«Игрушки»
«Игрушки»
(c 21.04.2015)
Piano & Sax
Piano & Sax
(c 22.04.2015)
«НЕПАЛ»
«НЕПАЛ»
(c 23.04.2015)
«АVVантаЖ»
«АVVантаЖ»
(c 24.04.2015)
«МокКа»
«МокКа»
(c 25.04.2015)
Drauggard / Wyrms
Drauggard / Wyrms
(c 25.04.2015)
Jazz Band
Jazz Band
(c 25.04.2015)
Materic
Materic
(c 25.04.2015)
UNY
UNY
(c 25.04.2015)
OPG product Party
OPG product Party
(c 26.04.2015)
Концерт
Концерт
(c 28.04.2015)
«Любэ»
«Любэ»
(c 29.04.2015)
Polly
Polly
(c 29.04.2015)
«МокКа»
«МокКа»
(c 30.04.2015)
«Невада»
«Невада»
(c 30.04.2015)
Бельтайн
Бельтайн
(c 30.04.2015)
S-tion
S-tion
(c 01.05.2015)
Samain-s Bread
Samain-s Bread
(c 01.05.2015)
«Кок Оду»
«Кок Оду»
(c 02.05.2015)
Easy Dizzy
Easy Dizzy
(c 03.05.2015)
Tequila Mariachi
Tequila Mariachi
(c 03.05.2015)
«ОдноНо»
«ОдноНо»
(c 04.05.2015)
Sirius
Sirius
(c 05.05.2015)

Гастроли. Скоро в Саратове

atlantida project
atlantida project
(c 19.04.2015)
Grandees
Grandees
(c 20.04.2015)
«Игрушки»
«Игрушки»
(c 21.04.2015)
Drauggard / Wyrms
Drauggard / Wyrms
(c 25.04.2015)
Materic
Materic
(c 25.04.2015)
«Любэ»
«Любэ»
(c 29.04.2015)
Polly
Polly
(c 29.04.2015)
«ОдноНо»
«ОдноНо»
(c 04.05.2015)
Dzierzynski Bitz
Dzierzynski Bitz
(c 09.05.2015)
«DASviDOS»
«DASviDOS»
(c 16.05.2015)
Black Drivers
Black Drivers
(c 16.05.2015)
«СЛОТ»
«СЛОТ»
(c 17.05.2015)
J.C. Smith
J.C. Smith
(c 17.05.2015)
Johnyboy
Johnyboy
(c 20.05.2015)
«Барто»
«Барто»
(c 22.05.2015)
Three Fall
Three Fall
(c 23.05.2015)
Barely Awake
Barely Awake
(c 27.05.2015)
«Кирпичи»
«Кирпичи»
(c 31.05.2015)

Тренинги. Мастер-классы.

Создание натуральных духов
Создание натуральных духов
(c 25.04.2015)
Тагильская роспись
Тагильская роспись
(c 25.04.2015)
«Готовим стейк»
«Готовим стейк»
(c 26.04.2015)
V Психологический фестиваль
V Психологический фестиваль
(c 26.04.2015)
Художник Лоран Пернот (Франция)
Художник Лоран Пернот (Франция)
(c 26.04.2015)
Daniel Torriente в Саратове
Daniel Torriente в Саратове
(c 27.04.2015)
«Вечный двигатель в тебе»
«Вечный двигатель в тебе»
(c 29.04.2015)
«Современные теории искусства: почему говорить об искусстве стало интереснее, чем его создавать?»
«Современные теории искусства: почему говорить об искусстве стало интереснее, чем его создавать?»
(c 29.04.2015)
«Позитивное мышление»
«Позитивное мышление»
(c 03.05.2015)
«Правополушарное рисование»
«Правополушарное рисование»
(c 03.05.2015)
«Птичий хоровод». Детские мастер-классы
«Птичий хоровод». Детские мастер-классы
(c 03.05.2015)
«Талисманы жизни»
«Талисманы жизни»
(c 03.05.2015)
Детские мастер-классы
Детские мастер-классы
(c 03.05.2015)
«Рисуем за час» (Интуитивная живопись)
«Рисуем за час» (Интуитивная живопись)
(c 04.05.2015)
«Очищение памяти рода»
«Очищение памяти рода»
(c 06.05.2015)
Хастл. Бесплатное занятие.
Хастл. Бесплатное занятие.
(c 13.05.2015)
«Как сэкономить на шопинге в кризис»
«Как сэкономить на шопинге в кризис»
(c 14.05.2015)
«Система достижения целей»
«Система достижения целей»
(c 14.05.2015)
«Мечта Робин Гуда!»
«Мечта Робин Гуда!»
(c 17.05.2015)
«Атмосферный дизайн: Тематическое декорирование к любому празднику!»
«Атмосферный дизайн: Тематическое декорирование к любому празднику!»
(c 20.05.2015)

Спорт. Скоро в Саратове

«Сокол» – «Анжи»
«Сокол» – «Анжи»
(c 19.04.2015)
Панкратион
Панкратион
(c 23.04.2015)
«Финал восьми»
«Финал восьми»
(c 01.05.2015)
«Сокол» – «Волга» (НН)
«Сокол» – «Волга» (НН)
(c 03.05.2015)
«Автодор» – БК «Химки»
«Автодор» – БК «Химки»
(c 08.05.2015)